По закону интернационального братства

Санкт-Петербургская общественная организация ветеранов боевых действий «Инвалиды войны» на кладбище «Братское» города Самарканда установила памятник Воину-интернационалисту Олегу Шарикову.

Газета «Самаркандский вестник» 18 марта 2023 года писала о том, как житель махалли «Шамсиобод» (бывшая Птицефабрика) Самаркандского района Олег Шариков 18 июля 1987 года героически погиб в Афганистане. Представитель организации «Инвалиды войны» Ирик Букамбаев (к сожалению, неожиданно умер несколько дней тому назад). Приехав в Самарканд, обнаружил могилу Олега в жалком виде. Скромный памятник подлежал капитальному ремонту и обновлению. Об этом Букамбаев сообщил своим друзьям, которые на свои средства заказали новый памятник.

В день открытия мраморного надгробия приехали однополчане, сестры - Ольга из России и Елена из Казахстана, собралась общественность Самарканда. Митинг по этому поводу открыл председатель объединения воинов, ветеранов и инвалидов Узбекистана «Ветеран» Талъат Мурадов. Он отметил, что продолжавшаяся около 10 лет так называемая «Афганская война» без преувеличения вошла в современную историю как драматическая и всесторонне не изученная страница. Не утихает боль тех, чьи родные и близкие никогда уже не вернутся домой. Ведь только из Узбекистана около 1 300 человек не вернулись из соседней страны. У военных историков остается долг: восстановить подлинное лицо той войны.

Нелегкие испытания пришлось пройти нашему земляку Олегу Владимировичу и его однополчанам, 19-20-летним ребятам. Но за это короткое время они успели испытать гордость героев, настоящих мужчин, продолжателей славных традиций своих дедов и отцов. В более 30 боевых операциях успели принять участие рядовой Шариков и его товарищи по батальону. Олег скончался от полученных ран по дороге в санчасть. За мужество и самоотверженность он награжден орденом Красной Звезды.

- Думая о судьбе этих юных солдат, испытываешь огромную боль и скорбь и одновременно благоговение не только перед памятью погибших, но и перед их родителями, близкими родственниками, а особенно матерями, живущими с болью утраты в душе, - сказал атташе по вопросам обороны при Посольстве Российской Федерации в Республике Узбекистан, генерал-майор Андрей Киндяков. - Нет ничего страшнее для матери, чем пережить своих детей, которых никто и никогда не сможет заменить.

- Наш отец Владимир Григорьевич умер от горя по сыну, - сказала сестра Олега Елена Владимировна, - после распада СССР мы уехали из Самарканда. Мать Тамара Аркадьевна до последнего вздоха неустанно повторяла имя сына. Кстати, Олега ждали не только мы, но и его жена Нелла и дочь Елена. Весьма сожалеем, что у нас нет связи с ними. Дело в том, что наш брат после первого ранения попал в военный госпиталь города Мары республики Туркменистан, где женился на медсестре по имени Нелла. Через центральное телевидение России я писала на передачу "Жди меня", но, к сожалению, ответа не было. А нам очень хочется увидеть свою племянницу, ведь от брата остались только орден, гитара, фотографии и добрая память.

- Мы служили в одном батальоне, - поделился впечатлениями рядовой Геннадий Гончаров, который с другом Константином Жабитским прилетели из Санкт-Петербурга. - Мы всегда вместе принимали участие в боевых операциях, где он проявлял смелость и решительность. Олег был сильным, честным, а главное, очень порядочным. Наш друг умел веселить и бодрить весь батальон, играя на гитаре. Мы договорились после службы поехать друг к другу, но, к сожалению, все попытки спасти Олега от ран были тщетны, слишком много крови он потерял…

Участники мероприятия также посетили мемориал Скорбящая мать, где среди 165 погибших афганцев есть имя Олега Шарикова, возложили цветы у барельефа в поселке Гулобад Самаркандского района.

Жизнь внесла и вносит коррективы, казалось бы, в незыблемые постулаты и понятия, но мы были и остаемся интернационалистами, верными дружбе и братству между народами. Это наш священный долг.

Захир ХАСАНЗОДА.

Фото автора.