По законам «Геометрии души»
Когда-то Платон назвал каллиграфию «геометрией души». Наблюдая за работой самаркандских каллиграфов, убеждаешься в точности определения, данного мудрым греком этой профессии. Только при особой душевной организации можно создать творения, которые становятся настоящими произведениями искусства.
В эпоху восточного ренессанса на территории современного Узбекистана яркого расцвета достигла арабская каллиграфия, которая нашла широкое применение в создании рукописных книг, оформлении архитектурных сооружений. За минувшие столетия одна из лучших школ этого вида декоративно-прикладного творчества сформировалась в Самарканде, где и сегодня создают свои произведения самобытные мастера художественного письма. Один из них - современный самаркандский каллиграф Абдужалил Эргашев.
Интерес к виртуозно выполненным текстам пробудился у него в далекой юности, когда отец познакомил его с такими архитектурными шедеврами, как ансамбль Регистан, Шахи-Зинда, Гур-Эмир. На порталах и стенах этих величественных сооружений будущий каллиграф впервые увидел завораживающие образцы арабского письма, гармонично вплетенные в декоративное оформление средневековых памятников зодчества.
Очарованный тонким вкусом мастеров прошлого он поставил перед собой цель овладеть секретами изящного письма, для чего А. Эргашев берет уроки у знаменитого самаркандского каллиграфа Ходжи Малика. Совершенствовать навыки и знания продолжает в знаменитом медресе Мир Араб в Бухаре, где его наставником был знаменитый каллиграф и историк Абдугафур Розик Бухари. Благодаря урокам этого авторитетного мастера, Абдужалил-ака открывает для себя новые приемы составления художественных текстов различными стилями арабской письменности.
Как практикующий каллиграф А. Эргашев активно участвует в восстановлении эпиграфических текстов архитектурных достопримечательностей Самарканда, занимается реставрацией рукописных книг, оформлением сувенирной продукции. В наши дни его творческая лаборатория располагается в одной из келий медресе Улугбека на знаменитой площади Регистан. По заказу туристов камышовыми и бамбуковыми перьями он пишет на натуральной коже или изготовленной по технологии VII века самаркандской бумаге различными стилями арабского письма их имена с пожеланиями счастья и процветания. А специальную тушь он готовит из сажи и настоя из лепестков розы. Благодаря этому, его «чернила» не только долговечны, но и благоухают цветочным ароматом. Получается оригинальная сувенирная продукция.
Но, пожалуй, самым интересным направлением в его практике является составление родословных свитков по классическим образцам прошлого.
- Согласно нашим традициям, каждый человек должен знать своих предков как минимум до седьмого колена и обязательно вести письменную родословную, - рассказывает А. Эргашев. - В последние годы у многих людей проснулся интерес к своим корням, и они начали восстанавливать свое генеалогическое древо. Некоторым семьям удалось сохранить старые документы, которые позволяют проследить родственные связи, уходящие корнями в глубину веков. Мне довелось записывать и оформлять родословные, состоящие из сотен фамилий.
Абдужалил-ака может рассказывать о своей профессии много интересного. Например, он сообщил, что в прошлом рукописные послания правителям очень тщательно оформлялись. Вокруг текста письма наносился затейливый орнамент, и мало кто знал, что основное содержание письма было заключено именно в этих рисунках. Только сами правители или доверенные лица владели ключом к этому шифру.
Творчество самаркандского ремесленника показывает, что полная сакральных тайн, красоты и изящества каллиграфия, в наши дни продолжает дарить эстетическое наслаждение ценителям прекрасного ив XXI веке.
Ринат АБДУЛЬМАНОВ.