Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

«По волнам его памяти»

На фоне «литературной» пены, которую создают сомнительной репутации дивы шоу-бизнеса, пишущие «мемуары», интересные только их товаркам по трудному ремеслу, до уровня плинтуса снизилась сама планка жанра. Поэтому прежде, чем писать о книге воспоминаний «Благословенная Джума», надо создать портрет автора произведения - Бахтиёра Урдашева, которому «есть, что сказать и вспомнить».

Бахтиер Султанович Урдашев пишет, во многом объясняя собственный импульс творчества: «…иногда прислушиваться к своему внутреннему голосу, генерирующему креативные решения, и дремлющим до поры возможностям собственного «Я». Не будь этого, литература мемуарного жанра представляла бы собой безликую конвейерную продукцию с некими до уныния схожими алгоритмами автобиографического жизнеописания. К счастью, это не так». Добавлю, в счастливом случае «Благословенной Джумы» мощная энергетика самого автора, человека высокообразованного, идущего по жизни с интересом ученика дает чудесные ощущения постижения «временных и пространственных» миров в мозаике точных деталей, ассоциаций, откровений.

Краткое резюме Бахтиера Султановича впечатляет: философский факультет ЛГУ, написание кандидатской диссертации, 15-летний стаж работы в вузе, что позволяет рассуждать профессионально и заинтересованно о проблемах образования. Далее - генеральный директор Самаркандского государственного музея-заповедника, советник посольства Республики Узбекистан в Российской Федерации и Таджикистане, затем ранг Посла, заместитель Генерального секретаря Евразийского экономического сообщества... Казалось бы, мемуары такой личности должны быть об интересной и многогранной работе в тех «высоких» сферах. Но автор подчеркивает свою принципиальную установку: все мы вышли родом из детства. Поэтому с такой теплотой воссозданы портреты учителей и многонациональный мир Джумы 50-70 годов ХХ века. Многоцветная и многоголосная жизнь «на главной дороге» воссоздана с твердым убеждением важности сохранения «своих корней» как нравственного начала: «К тому же, нашим нынешним, понапрасну «надувающим щеки», обитателям городов неплохо было бы покопаться в собственных родословных и убедиться, что в своём подавляющем большинстве сами они по происхождению выходцы из кишлака».

Б. Урдашев смешивает путевые заметки с ироничными или серьезными комментариями, в которых нет ноток дидактизма. Он рассказывает истории жизни своих земляков и своей страны, романтические и биографические моменты «воспитания чувств и духовного развития». Поднимает острые вопросы экологии, воспитания, строительства библиотек и центров развития детей и еще множество того, что определяет гражданские позиции настоящего патриота, человека неравнодушного.

Есть такая нераскрытая тайна - «узелковое письмо». Читая книгу Б. Урдашева, в голову закрадывается крамольная мысль, а ведь композиционно «Благословенная Джума» создана по принципу узелка. Читаешь, подчеркиваешь для себя проблему, начинаешь вслед за автором размышлять над ней. Понимаешь, то, что наметил автор, что его волнует, не пустяк, не местечковый вопрос, а масштабные проблемы (от размера школьного двора или наличие школьного оркестра до многочисленных «филиалов вузов», уровень образования в которых весьма условное…).

Путь от Самарканда до Джумы, с остановками знакомых и не очень известных пунктов: Поворот, Чархин, Арабкишлак… Каждый пункт сопровождается историей, памятными встречами, портретами, фактами и событиями, которые «происходили в самых истоках твоего становления как человека, в них нет места для брани и злословия, высокомерного неприятия…». Еще великий Гомер наметил мощные возможности темы дороги. Дорога от Самарканда до Джумы, и путешествие в самой «Благословенной» оказывается длиной в жизнь не одного поколения ее многонациональных жителей.

В узбекской литературе есть прецедент выражения любви автора к своей «малой родине». Достаточно вспомнить цикл М. Дуста «Галатепинцы» или романы С. Ахмада. Но никто еще не писал с такой любовью к Джуме и не создавал «группового портрета» своих земляков, как ее уроженец Б. Урдашев. Образная сила его слова такова, что без техники «3D» воссоздана объемная, в мельчайших ярких деталях, картина жизни, как бы с обратной временной проекцией: тогда и сейчас. В книге много сочного юмора, ассоциаций, точных сравнений, метафор. Но, когда в памяти всплывают «Черные квадраты» - вырубка сада, плодовых деревьев вдоль дороги, снос старой водонапорной башни - сарказм, обвинительный пафос в адрес «дубинноголовых чиновников» достигает в книге уровня сатиры М. Салтыкова-Щедрина.

Это также свойство Личности, которая ценит вкус куска черного хлеба с чесноком и солью из рук соседки-татарки, незабываемый глоток чистой воды, и знает все тонкости посольского этикета на дипломатических приемах. И второе нисколько не перевешивает ценности первого для Б. Урдашева, поэтому так искренне повествование, поэтому за все свои «достоинства» он искренне благодарен тем, кто встретился на пути, с добрым словом или поступком: «Заодно учительница находила возможность поделиться с нами своими знаниями европейского этикета, предполагая, по-видимому, что это существенно обогатит наши представления об обществоведении. Впрочем, вечная ей за это благодарность: наверное, помню я о ней потому, что её уроки пригодились в жизни».

Повествование книги насыщенно такими прелестными, легкими штрихами-цитатами из фильмов, книг, знаковых выражений великих, что сообщает мемуарам, во-первых, авторскую интеллектуальную широту, а, во-вторых, как бы отмечается процесс взросления человека: от фильмов с участием Гойки Митича до серьезного кино (Феллини, Висконти, Тодоровский).

По роду своей деятельности Б. Урдашев встречался со многими выдающимися деятелями. Это: Дмитрий Лихачев, Юрий Лотман, Эркин Вохидов, Абдулла Орипов, Примкул Кодиров, Расул Гамзатов, Чингиз Айтматов, Алексий II, Мухаммад Юсуф, Комил Ярматов, Юозас Будрайтис, Илья Вайсфельд, Владимир Этуш, Юрий Королев, Ирина Антонова, Михаил Пиотровский, Рамазан Абдулатипов, Ульмас Жамол, Владимир Познер, Анатолий Карпов, Пол Маккартни…

Среди этого списка есть фамилия киноведа, профессора ВГИКА И. Вайсфельда, которого я знала по участию во Всесоюзном киноклубе. Будучи в Москве и зная, как Б. Урдашев обожает «слушать и учиться» у личностей такого масштаба, пригласила с собой в гости к И. Вайсфельду. После живейшего обсуждения за чашкой кофе польского кино, последнего фильма А.Вайды, разговор плавно перешел на творчество Збигнева Цыбульского, Б.Тышкевич и Б.Брыльску… Уже уходя, прощаясь, Илья Вениаминович тихо спросил меня: «Бахтиер - киновед?» На мой ответ, что он - философ, преподаватель самаркандского вуза, удивленно, но довольно отметил: «Даже так?». Интеллектуальная широта, образованность, умение слушать и говорить, много читать и размышлять; быть естественным - чудесное и редкое свойство настоящего интеллигента. Поэтому мемуары автора такого масштаба требуют законного продолжения.

«Благословенная Джума» - это первая книга такого масштаба о «малой родине» Бахтиера Урдашева. Это новый и глубокий взгляд на «главную дорогу его жизни», а читатель «По волнам его памяти» отправится в доброе и длительное путешествие.

Татьяна НИЯЗОВА,

кандидат филологических наук.