Первый климатический

Водные ресурсы, научные аспекты в решении проблем изменения климата, комплексное планирование и управление городами, чистая энергетика – эти вопросы стали главными в прошедшем первом Самаркандском международном климатическом форуме.
Главная тема «Центральная Азия перед лицом вызовов тройного планетарного кризиса» стала логическим продолжением прошедшего первого саммита «Центральная Азия - Европейский Союз», который собрал лидеров государств и международных организаций. Политики обсуждали сотрудничество на фоне глобальных вызовов, в том числе природных, которые невозможно решить без глубоких научных исследований и осознания серьезных последствий происходящих изменений климата.
В панельных дискуссиях приняли участие министры экологических и природоохранных ведомств Узбекистана, Кыргызстана, Туркменистана, Казахстана, Таджикистана, Монголии и других. Обсуждение повестки дня главами и представителями министерств и различных международных организаций было насыщенным и отвечало стандартным процедурам проведения подобных форумов.
Министр экологии, охраны окружающей среды и изменения климата РУз Азиз Абдухакимов остановился на вопросах стратегии решения вызовов тройного планетарного кризиса - кризиса изменения климата, утраты природы и биоразнообразия, а также загрязнения и отходов. Он заявил, что создание трансграничных охраняемых территорий и региональных программ по охране природы, укрепление сотрудничества в области сохранения биоразнообразия, борьбы с загрязнением и адаптации к изменению климата обеспечат долгосрочную устойчивость экосистем, повысят экономическую стабильность во всем регионе.
По инициативе Таджикистана ООН объявила 2025 год «Годом сохранения ледников», но этот вопрос в нашей стране пока никак не отмечен, в отличие от ближайших соседей.
Министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызской Республики Медер Машиев поднял вопрос сокращения ледников в горах Кыргызстана, где ежегодно формируется 50 миллиардов кубометров воды. При этом 75 процентов воды расходуется в сопредельных странах –Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Китае. За последние годы площадь ледников сократилась на 14-16 процентов, а рост водопотребления вырос на 10 %. В связи с этим в стране создана Водная стратегия до 2040 года.
Отмечу, что в 2020 году в Узбекистане была принята Концепции развития водного хозяйства страны на 2020 - 2030 годы, а в 2021 г. - Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации на 2021 - 2023 годы. Приоритетные цели и задачи, поставленные в ней, последовательно и комплексно исполняются. Правда, одновременно идет загрязнение водных артерий в регионах канализационными стоками и стоками после промывки полей, по прежнему практикующейся в регионе. Это негативно сказывается на качестве воды для орошения сельхозугодий и потребления ее населением, а значит, отражается на здоровье людей.
В ходе пленарных сессий, безусловно, поднималась тема Аральского моря, высыхание которого сказывается на климате стран не только Центральной Азии, но и всего мира. Однако, если в Казахстане смогли пополнить оставшуюся на их территории половинку моря-озера, то в Узбекистане подошли к проблеме иначе. С 2018 года на дне бывшего Аральского моря высаживаются солеустойчивые растения. Рост населения и водопотребления вкупе с климатическими изменениями не способствуют возврату сюда воды.
Бывший советник генерального секретаря ООН по изменению климата, лауреат Нобелевской премии мира Рае Квон Чунг, ранее предлагавший Узбекистану вкладываться в общественный транспорт, предложил пересмотреть подход по парниковым выбросам стран не с точки зрения производства, а потребления товаров. Он привел в пример Китай, где находится львиная доля производств с соответствующим загрязнением атмосферы углекислым газом. Лауреат отметил, что будет несправедливо взимать с этой страны какие-то проценты для адаптационного фонда, согласно Киотскому протоколу. Необходимо акцентировать внимание на те страны, которые потребляют продукцию, производимую Китаем. Здесь стоит сказать, что товарами из КНР, особенно продукцией автопрома, электротехники и различным производственным оборудованием, пользуется и Узбекистан, причем в солидных объемах. Вопрос, насколько будет целесообразным и актуальным такой подход в отношении нашего государства, остается открытым. При этом совсем недавно из Парижского соглашения вышли США, также являющиеся лидером экономики и развития промышленного производства в мире.
Вопрос эмиссии парниковых газов подняла и программный сотрудник Департамента устойчивого развития туризма Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) Вирджиния Фернандес-Трапа. Отмечено, что туризм имеет большое значение для устойчивого развития стран, но вместе с тем является одной из причин загрязнения окружающей среды. К 2030 году на транспорт, связанный с путешествиями, будет приходиться 5,3 процента всех выбросов парниковых газов, связанных с антропогенной деятельностью. Вслед за другими экспертами, В. Фернандес-Трапа призывает страны ЦА более активно внедрять инновационные технологии в сфере транспорта.
Ожидаемого выступления на сессии по устойчивым городам хокима города Самарканда Фазлиддина Умарова, к сожалению, не состоялось. Думается, что смаркандцам не терпится увидеть родной город не только красивым по праздникам и большим международным мероприятиям, но и экологически устойчивым.
Здесь следует напомнить, что Самарканд стал первым городом в Узбекистане, который присоединился к программе "Зеленые города", осуществляемой Европейским банком реконструкции и развития. В течение последних полутора лет активно проходили семинары по взаимодействию с заинтересованными сторонами. Представители различных госструктур, неправительственных организаций и СМИ обсуждали приоритетные проблемы, которые должен решить План действий «Зеленый город» с привлечением зарубежных инвестиций.
Как отметил операционный менеджер Плана ЕБРР «Зеленые города» в Самарканде Анвар Насритдинов, участвовавший на данном климатическом форуме, План действий подготовлен и представлен в областной хокимият в декабре 2024 года, однако до сих пор не утвержден. Возможно, на это повлияли смена хокима области и связанные с ним организационные вопросы. Как бы там ни было, надеемся, что заявленные намерения администрации Самарканда стать экологически устойчивым городом не останутся просто заявлениями, особенно на фоне озвученного предложения о проведении климатического форума на регулярной основе, который сделает Самарканд центром экологической дипломатии и устойчивого развития.
В рамках форума презентованы региональные концепция «зеленого» развития Центральной Азии и программа устойчивого экологического развития, направленная на согласованные действия государств ЦА в сфере экологии, климатической адаптации, перехода к «зеленой» экономике и рационального использования природных ресурсов и развития альтернативных источников энергии.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.