Перспективная стратегия развития должна опираться на науку

Каждая отдельно взятая страна с учетом своих сильных и слабых сторон, конкурентных преимуществ разрабатывает собственную перспективную стратегию развития. Не является исключением и Узбекистан, который является составной частью мирового сообщества. Это создает объективную необходимость и возможность для построения будущего страны с учетом факторов, характерных для глобальных международных отношений.

Стратегией развития Узбекистана на 2022-2026 годы предусматривается довести объем внутреннего валового продукта на душу населения с достигнутых 1 750 долларов до 2 800 долларов. Если учесть, что к концу 2026 года численность населения страны может превысить 39 миллионов человек, то абсолютный годовой объем производства товаров и услуг необходимо будет довести до 110 миллиардов долларов.

В своем Обращении к Парламенту и народу Президент страны отметил, что в 2022 году годовой объем ВВП достиг 80 миллиардов долларов. При этом доля основных его составных частей характеризуется следующими долями: сельское хозяйство - 26, промышленность - 34 и услуги - 40 процентов. Нельзя сказать, что данное соотношение идеально как с позиции демографической ситуации в стране, так и с точки зрения реализации ее конкурентных преимуществ. Важно, чтобы данное соотношение с каждым годом улучшалось в сторону повышения благосостояния населения путем создания условий для стабильного экономического развития. 

Отмечу, что экономическое развитие предполагает соблюдение определенных пропорций как между отраслями экономики, так и регионами страны. В противном случае это станет главным тормозом в деле достижения перспективных планов развития. Потенциал экономической науки должен быть сконцентрирован на преодоление ранее возникших и недопущение новых диспропорций.

Сначала остановимся на тех из них, которые наработаны за годы независимости и до конца не преодолены за истекшие шесть лет нового этапа экономических реформ.

Производство и трудоустройство

В первую очередь, речь идет о дисбалансе между численностью трудоспособного населения и наличием созданных рабочих мест. Причиной его возникновения является другая диспропорция - традиционное преобладание выпуска продукции производственно-технического назначения над изготовлением потребительских товаров.

За годы независимости инвестиции преимущественно направлялись и продолжают направляться для наращивания основного капитала предприятий цветной и черной металлургии, химической промышленности, строительной индустрии. Из общего объема промпродукции только треть приходится на долю потребительских товаров, хотя именно такие предприятия являются относительно более трудоемкими и дают возможность для масштабного создания новых рабочих мест. Узбекистан промышленной продукции на душу населения производит на 800 долларов в год, из них только 250 долларов приходится на долю потребительских товаров.

Следующая серьезная диспропорция - это соотношение между организованным и неорганизованным секторами экономики. После развала Советского Союза, разрыва хозяйственных связей между бывшими союзными республиками, в целях предотвращения массовой безработицы и обеспечения продовольственной безопасности, Узбекистан в деле развития сельского хозяйства был вынужден основной упор сделать на индивидуальный сектор, на создание небольших дехканских хозяйств. Вместе с тем, было достаточно времени, чтобы исправить данную ситуацию и привести ее в соответствие с одним из основополагающих принципов экономической теории - концентрации и специализации производства.

Как результат, у нас все еще более 90 процентов продукции животноводства и около 60 процентов плодоовощной продукции приходится на долю приусадебных участков сельчан. По этой причине только 6-8 процентов молока и мяса подвергается промышленной переработке, а мощности других перерабатывающих предприятий загружены не более чем на одну четверть. Такое положение дел мешает процессу индустриализации и урбанизации сельских территорий, служит причиной другой нелогичной диспропорции, когда 75-80 процентов своих доходов население страны вынуждено тратить на приобретение продуктов питания. Причина здесь в том, что производство в индивидуальном аграрном секторе характеризуется низким уровнем механизации, следовательно, низкой производительностью труда, оторванностью от научных достижений, господством мелкотоварных производственных отношений.

Об энергопотреблении

В экономической деятельности большинства стран мира применяется такой экономический показатель как удельное энергопотребление. На него опираются как при анализе отдельно взятых предприятий, отдельных отраслей народного хозяйства, так и экономики страны в целом. Если будет проделана соответствующая работа, то выяснится, что другие страны со схожей структурой экономики, на единицу ВВП расходуют гораздо меньше природного газа и электрической энергии. Причиной тому служит то, что химические заводы, ряд подразделений горно-металлургических комбинатов, сотни предприятий текстильной отрасли, построенные 40 и более лет назад, продолжают хозяйственную деятельность на морально, а в отдельных случаях и физически изношенном оборудовании.

Нуждается в переоценке ценностей и то, что Узбекистан никак не может отказаться от массового применения химических минеральных удобрений. Мировая практика показывает, что есть много других способов повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Следовательно, энергосбережение - это основное направление решения энергетической проблемы. Несколько лет назад Глава государства заострил внимание на необходимости разработки энергетического баланса, но никто из ответственных органов не взялся за выполнение данной задачи. От себя хотел бы добавить, что после того, как будет дана объективная оценка целесообразности количественного подхода к созданию малых предприятий и микрофирм, появится возможность для разработки раздельных балансов потребления энергоресурсов на цели отопления и освещения. Суровая зима придала еще большую актуальность данной теме, подчеркнув необходимость ее распространения и по отношению к бытовым нуждам населения.

Экспорт любой ценой?

Говоря о пропорциональном развитии, нельзя умолчать о размере и структуре доходов населения. Расчеты показывают, что они на душу населения составляют 1000 долларов, из которых более трети приходится на денежные переводы трудовых мигрантов. Этот феномен нуждается в тщательном научном анализе. Непосредственно с этим связана внешнеторговая деятельность страны. К чему, если не к нарушению сбалансированности внутреннего рынка, приводит продолжающийся не один десяток лет ее ориентация на экспорт? Резким колебаниям подвержена конъюнктура мирового рынка, совсем иными стали миграционные процессы, меняется мировой климат, но только не сплошная ориентация нашей экономики на экспорт. Причем экспорт не с позиции реализации конкурентных преимуществ, а именно любой ценой, безо всякого анализа его эффективности.

Судите сами. В 2022 году, согласно официальным данным, денежные переводы наших соотечественников, работающих за рубежом, превысили 16 миллиардов долларов, с приростом к предыдущему году в сумме $4,5 млрд. Вместо того, чтобы сбалансировать внутренний рынок, заняться его насыщением товарами отечественного производства, мы, наоборот, увеличили годовой объем экспортных поставок на $4 млрд. В этом заключается одна из основных причин безрезультативности мер, направленных на обуздание высоких темпов инфляции.

Осуществление экономической, в частности внешнеторговой деятельности, вопреки требованиям законов роста потребностей людей, спроса и предложения, противоречит провозглашенному принципу создания социального государства. Многие товары экспортируются с убытками, вопреки требованиям закона стоимости, а нарушение принципа планомерного, пропорционального развития приводит к скачкообразному росту цен на такие товары первой необходимости, как лук, морковь, капуста, фрукты, мясо и молоко.

Без науки никак

Можно ли, анализируя экономический раздел проекта Государственной программы, сказать, что 2023 год будет посвящен преодолению накопившихся диспропорций, переориентации экономической деятельности с опорой на научные, в частности на глубокие маркетинговые исследования? Судите сами.

ВВП прогнозируется с ростом в 5,3 процента. При этом абсолютный прирост производства товаров и услуг может составить $4,2-4,3 млрд. При этом прирост экспортных поставок прогнозируется нарастить на $4 млрд. Примечательно то, что прирост ВВП преимущественно достигается за счет продукции производственно-технического назначения, а экспортируются потребительские товары: продовольствие, обувь, мебель, электробытовая техника.

Подтверждением могут служить итоги января, когда, несмотря на сложные погодные условия, объем внешнеторгового оборота по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возрос на 42 процента. И это при замедлении темпов роста экономики! Где же логика? Как же, говоря об огромном приросте населения, такими темпами можно оголять внутренний рынок, не задумываясь об удовлетворении насущных потребностей людей, не проявляя никакой реакции на сокращение в декабре-январе производства промышленной и сельскохозяйственной продукции? А может, этой зимой и не было никаких перебоев с поставками энергоресурсов промышленным и транспортным предприятиям?

Несмотря на такое положение вещей, мы вправе ожидать изменений хотя бы в процессе размещения сельхозкультур и это несмотря на то, что до начала весенних полевых работ остались считанные дни. От эффективности этих мер зависит не только преодоление диспропорции в бюджетах семей (80 процентов на покупку продовольствия, медикаментов и оплату коммунальных услуг и только 20 процентов на приобретение непродовольственных товаров и строительство жилья), но и создание источника частных инвестиций для развития отечественной газовой промышленности.

В заключение отмечу, что диспропорции целесообразно преодолевать на основе метода исключения и начинать надо с тех, которые послужат недопущению новых и развязке годами накопившихся проблем. Реальных достижений можно ожидать только тогда, когда макроэкономические решения будут приниматься на основе глубоких научных исследований, с опорой на такие науки, как экономическая теория, менеджмент и маркетинг.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.