Парижские ученицы ургутского мастера
Многие из нас помнят, как в старом добром фильме «Дуэль под чинарой» милиционер по ошибке принимает главного героя, студента из джизакского Фариша за парижанина. Но в нашем случае речь идет о настоящих парижских студентках.
Анна, Алис, Элоди
У Народного мастера Узбекистана, потомственного ургутского гончара Нуъмона-ака Облокулова и раньше было много учеников, в том числе и иностранцев – из России, Германии, Австралии. В этом году среди них появились и француженки.
Первая из них, приехавшая в феврале этого года студентка Французской Национальной высшей школы изящных искусств и ремесел Анна Фрален. После прохождения курса у Нуъмона Облокулова Анна организовала свою выставку в Ташкенте. А спустя несколько месяцев, летом приехали на стажировку еще две студентки этого вуза – Алис Жанель и Элоди Дювин гостеприимство ургутцев не забывается!
- Мне девушки очень понравились, - рассказывает Нуъмон-ака. – Открытые, коммуникабельные, буквально заваливали вопросами. Видя их неподдельный интерес, я тоже воодушевлялся, и хотел передать им как можно больше.
С гостями быстро нашли общий язык внуки мастера. Девушки тоже играли с ними, вместе лепили. Одну из них – Элоди, дети назвали по-нашему – Ирода. А девушка оправдывала это имя, имела действительно сильную волю и тягу к знаниям.
- Во Франции, по словам моих гостей, гончарное дело почти автоматизировано, - продолжает Нуъмон-ака. - Поэтому я старался ознакомить их с ручным процессом. От начала до конца. Они месили глину, работали на гончарном круге, разрисовывали изделия, обжигали. Я хотел передать им дух традиции, показать то, как учился сам, мой отец, мой дед, прадед и так далее. Думаю, в какой-то мере это мне удалось.
«Знаю моих прадедов до восьмого поколения»
Нуъмон-ака Облокулов может назвать по именам и рассказать о своих прапрадедах до восьмого поколения. Возвращаясь назад в глубину веков, к истокам своей родословной, он доходит аж до 1648 года.
- Дальше этого прапрадеда не могу идти, не знаю. Возможно, мои предки и раньше занимались гончарным ремеслом, кто знает?..
На Востоке гончарный круг всегда ассоциировался с круговоротом бытия: вращается круг – появляются новые формы, сменяют друг друга образы, вдыхается жизнь во все вокруг. Поэтому труд гончара тоже здесь пользовался особым уважением, а сами мастера старались соответствовать своему призванию.
В мастерской усто хранится маленькое блюдце, сделанное им под руководством отца еще в шестилетнем возрасте. В их семье все мальчики сызмальства находились рядом с отцом, помогали ему во всем – сначала приносили кисточки, чуть повзрослев, лепили глиняные фигурки, а дальше садились за гончарный круг, месили глину, изготавливали краски. Эта традиция совсем не изменилась – двое сыновей усто ныне сами гончары, перенявшие все тонкости этого дела у отца.
По признанию Нуъмона-ака, он не чувствует даже языкового барьера: хорошие ученики учатся, наблюдая за ним в процессе работы.
- Русский язык я знаю, - продолжает мастер. – К слову сказать, я постоянно читал «Ленинский путь», «Известия», «Аргументы и факты». Люблю эти газеты и сегодня. К сожалению, нет общения на русском языке, и начал немного забывать его, раньше говорил по-русски более бегло. Есть среди моих учеников и россияне. И это меня радует.
Главное – с любовью
- Однажды мы вернулись из экскурсии поздно, - возвращается Нуъмон-ака к своим французским ученицам. – Но мне надо было завершить шлифовку кувшина. Мои гостьи, несмотря на позднее время, а был уже первый час ночи, не шли спать. Смотрели, как я работаю. Потом такая монотонная работа, кажется, их утомила, и они решили заняться лепкой. Так вылепили известного саблезубого бельчонка из «Ледникового периода». Помните, он всегда носится с единственным желудем? Получилось очень симпатично. На другой день девушки об этом забыли, наверное, думали, что я принимаю это за пустую забаву. Но я незаметно для них поставил фигурку на обжиг. Кончился период учебы, мы поехали в Ташкент на выставку «Наставник-ученик: традиции школ ремесленничества Узбекистана глазами иностранцев», которая проходила в Государственном музее прикладного искусства. Алис и Элоди также принимали участие в выставке со своими работами, сделанными у нас. Среди экспонатов, сделанных ими, я незаметно поставил и ту белку. Я не могу передать их восторг, когда на открытии выставки они её увидели. Я как мастер всегда ценю вещь, сделанную с любовью и душой, неважно, это традиционный кувшин или современная игрушка. Да, искусство не стоит на месте, оно постоянно развивается. Я сам могу привнести в свои изделия что-то новое, но мне кажется, что искусство только тогда может сохранить свое право называться настоящим искусством, когда опирается на глубокие корни, традиции, непреходящие духовные и моральные ценности. Думаю, именно это должно лежать в основе творчества всякого художника. Если я смог передать такое отношение к творчеству своим ученикам, значит, учил не зря.
Фуркат ТУРНИЯЗОВ.
НА СНИМКАХ: усто Нуъмон Облокулов со своими ученицами.
Фото из архива Н. Облокулова.