Android qurilmalar uchun Zarnews.uz mobil ilovasi. Yuklab olish x

Пандемия: выбор пути дальнейшего экономического развития

Число лиц, заражённых коронавирусом,  в мире приблизилось к трёхмиллионной отметке. Ковид-19, проникая во всё новые страны, обостряет как эпидемиологическую, так и экономическую ситуацию.

Ущерб от набирающего всё более быстрые обороты глобального кризиса  зарубежными экспертами оценивается в триллионах долларов, а прогнозы насчёт возможных масштабов рецессии весьма и весьма противоречивы. Возникают вопросы: насколько длительным  может оказаться кризис? Можно ли в этих условиях ожидать согласованных действий со стороны руководителей мировых держав? Какая система управления окажется более эффективной с точки зрения преодоления последствий пандемии? 

На фоне растерянного вида некоторых западных лидеров заслуживает восхищение то, как в сложившихся ныне непростых условиях проявляет себя Президент страны Ш. М. Мирзиёев, вселяя уверенность в каждого (из нас) гражданина страны. А ведь озвучиваемые его западными коллегами цифры, характеризующие последствия пандемии, могут ошарашить любого мало-мальски разбирающегося в экономике человека. Президент страны, неоднократно выступая на видеоселекторных совещаниях, особый упор делает на необходимости сплочённых действий всего народа, всех управленческих структур снизу доверху.

        Как сделать так, чтобы с наименьшими затратами преодолеть последствия пандемии, не допустить значительного сокращения национального богатства, роста безработицы, снижения уровня жизни населения страны, можно ли рассчитывать на постороннюю помощь? Это далеко не полный перечень вопросов, остро волнующих как менеджеров высшего звена, так и всех нас в эти тревожные и ответственные дни.

         Несомненно, вышеназванные события уже оказали и дальше будут оказывать серьёзное отрицательное воздействие на  развитие нашей страны. Происходящие во внешнеторговой деятельности изменения и карантинные меры уже сейчас привели к резкому сокращению объёмов промышленного производства и услуг, розничного товарооборота и, как результат, сокращение поступлений в государственный бюджет, снижение денежных доходов населения. До минимума сократились денежные переводы со стороны трудовых мигрантов, оказавшихся в сложном положении на чужбине. В коммерческих банках возникла проблема нехватки наличных денег, что вызывает необходимость принятия непопулярных решений. Дальнейшая эффективность мер, направленных на стабилизацию экономики и социальной обстановки в стране зависит от того, насколько тесной окажется связь между республиканской антикризисной комиссией, региональными штабами, депутатским корпусом и широкой общественностью страны.

       К сожалению, пока непрочность таких связей приводит к тому, что ряд важных проблем остаётся вне поля зрения государственных органов управления.  Можно ли считать адекватными меры по поддержке семей трудовых мигрантов, не успевших вернуться на Родину? Ведь осуществляемые ими денежные переводы являются не только источником для существования их семей, но и обеспечивают содержание приусадебных участков, на которых выращивается львиная доля производимого в стране мяса, овощей, фруктов и других видов продовольствия. Думаю, весомым подспорьем для их поддержки было бы осуществление неотложных мер, направленных на организованную доставку  производимыми на селе таких товаров, как молока и другой скоропортящейся продукции, до стола горожан. Нельзя забывать о том вкладе, который вносят дехканские хозяйства во внешнеторговый оборот страны. Отсюда возникают резонные вопросы: насколько всеобъемлющими являются меры по финансированию и кредитованию дехканских хозяйств и покрывают ли они тот ущерб, который возник в результате сокращения денежных переводов? Предусмотрены ли меры по созданию надёжной кормовой базы для 10-миллионного поголовья КРС, содержащегося на приусадебных участках, исключена ли возможность сокращения их поголовья и производства мясомолочной продукции?

      Другой вопрос - насколько правомерно запоздалое и не согласованное с эпидемиологами решение о переводе пенсий на пластиковые карточки при параллельном обращении наличных денег? Если это временная мера, то необходимого результата можно добиться от перехода к централизованной доставке товаров первой необходимости до продуктовых магазинов, подконтрольных махаллинским комитетам, вывода из оборота части мелких денежных купюр. В противном случае данное решение не имеет смысла.

               Из экономической теории известно, что в условиях проявления кризисных явлений именно централизация управления даёт максимальный положительный результат, но при условии, что принимаемые решения носят компетентный и научно обоснованный характер.

 Сумеем ли и мы воспользоваться опытом КНР и других стран, где преобладает централизованное управление и на этой основе достигаются эффективные противоэпидемиологические и антикризисные меры, а также преимуществами, которыми сама судьба наделила и нашу страну?

       Успешная реализация мер во многом зависит от того, насколько эффективно будет выполнено поручение Президента страны по критическому пересмотру сформированных ранее инвестиционных проектов со стороны заказчиков и коммерческих банков. При этом очень важна координирующая роль профильного министерства с учётом тенденций и динамики изменений, происходящих внутри страны и за её пределами.

         Анализ ситуации в инвестиционной деятельности и поиск альтернативных вариантов, на наш взгляд,  следовало бы начать  с тех проектов, в основе которых лежат поставки оборудования со стороны китайских кампаний. Нетрудно представить, какой ущерб будет нанесён нашей экономике от нарушения графиков поставок, суммарно оцениваемых в миллиардах долларов. 

        Сейчас трудно предсказать, как изменится конъюнктура мирового рынка после завершения пандемии. Исходя из этого, логически правильным было бы, оперевшись на маркетинговые исследования, до лучших времён отложить привлечение инвестиций в некоторые экспортоориентированные проекты. Логика подсказывает, что также следует воздержаться от осуществления проектов, требующих колоссальных капиталовложений. Ошибка при таких подходах может привести к непредсказуемым последствиям, ещё сильнее поколебать финансовую систему страны. Одним словом, инвестиционная деятельность должна быть приведена в соответствие со стремительно меняющимися макроэкономическими  показателями. Заслуживает внимания и то, что у наших банкиров появился реальный шанс для перехода к более гибкой системе определения процентных ставок по кредитам.

Так, абсурдным является традиционный подход, когда при небольшой доле инвестиций в аграрный сектор и при наличии накопившихся по этой причине проблем, ставка сохраняется на уровне 25 и более процентов. Разве можно при выборочном льготном кредитовании отдельных его отраслей надеяться на полнокровное функционирование вновь создаваемых плодоовощных  и иных кластеров, эффективную деятельность специализированных на их производстве фермерских хозяйств?

Есть ли другой путь восстановления некогда достигаемых ими показателей урожайности и рентабельности? Если ситуация не изменится, основная масса фермеров не станет прибегать к привлечению неподъёмных кредитов, в результате чего страна недополучит миллионы тонн витаминной продукции, зернобобовых и иных сельскохозяйственных культур. В разгар пандемии надеяться на то, что перерабатывающие предприятия решат проблему с финансированием аграрного сектора, крайне нелогично. Такой же оценки заслуживает подход, при котором достижение продовольственной безопасности и масштабных экспортных показателей преимущественно возлагается на приусадебные участки сельчан. Да и состояние подготовительных работ к водоснабжению не очень-то обнадёживает сельхозпроизводителей.

Будем надеяться, что пандемия послужит зарождению в отрасли взаимовыгодных партнёрских отношений. Их эффективность зависит от опоры на достижения науки, международный опыт, компетентность исполнителей, реального подхода к искоренению коррупционных составляющих. Если возобладают эти принципы, то будет преодолен ряд серьёзных, парадоксальных ситуаций. Во-первых, наличие колоссальной разницы между результативностью в деятельности фермерских и индивидуальных дехканских хозяйств. Во-вторых, всё усиливающиеся тенденции, когда три четверти доходов населения страны направляется на приобретение продуктов питания и медикаментов. Таким образом, можно будет предотвратить дальнейшее сужение рынка жилья и непродовольственных товаров, открыть простор для создания новых рабочих мест.

Немаловажное значение приобретает переход к организации объективной и прозрачной статистической деятельности, отказ от косметического оформления прогнозных и отчётных показателей. Реальный рост производства продуктов питания, насыщение ими внутреннего рынка приведёт к обузданию инфляционных процессов, снижению ставки рефинансирования, заодно появится возможность значительно сократить число лиц, находящихся за чертой бедности.

В заключение хочется подчеркнуть, что вышеназванные цели можно добиться только отказавшись от стереотипного мышления, постоянно совершенствуя функции менеджмента и опираясь на опыт и мудрость народа. Только так, после преодоления последствий пандемии, можно приступить к реализации более масштабных задач, направленных на превращение Узбекистана в одну из конкурентоспособных стран мира.

Илхом Вафаев,

экономист.

Р.S. Отмечу, что финансовые аспекты предложений, направленных на решение вышеназванных проблем разделяет и заведующий кафедрой финансов СамИЭС, д.э.н., профессор Джахонгир Зайналов.