Памятник Конфуцию: идея требует завершения
«Лишь тот заслуживает памятника,
кто в нём не нуждается».
Уильям Хэзлитт.
Рядом со зданием Центра международных образовательных программ Самаркандского государственного университета был установлен памятник древнекитайскому мыслителю и философу, жившему в VI – V вв. до нашей эры, Конфуцию. Монументальные произведения не так уж часто представляют наши скульпторы и архитекторы, поэтому мне захотелось поближе рассмотреть памятник и весь архитектурный ансамбль вокруг него.
Композиция, созданная архитекторами, чьи имена, увы, пока не предаются огласке, состоит из нескольких элементов: мостиков, арки, китайских беседок, водоёма с фонтанами.
Чтобы пройти на площадь, нужно подняться по мостикам – их всего три. Но сразу должна сказать, что это небезопасно, потому что поверхность мостов – гладкая каменная выпуклость. Три ступени предусмотрены при подъёме и три при спуске.
Спустившись с каменного мостика, прохожу через гранитную арку - одного из элементов декора, который, возможно, символизирует вхождение в новый мир духовности и знаний. Ступив на вымощенную брусчаткой площадь обращаю внимание на огромные четырёхножные сосуды, поставленные в ряд с обеих сторон, - по пять в каждом. Немного поясню. В Древнем Китае такие сосуды использовались для совершения религиозных ритуалов. В основном, их изготавливали на трёх ногах, поэтому называли треножниками, а делали из бронзы способом литья. Чем больше было треножников у владельца, тем выше определялся его статус.
Очень привлекательно смотрятся во всей архитектурной композиции беседки с черепичной крышей, изготовленные, как уверяет Интернет, в самом Китае. Оно и понятно, ведь беседка в Китае всегда являлась неотъемлемой частью классической китайской архитектуры. Надо сказать, что данное архитектурное решение очень удачно.
Но вот, наконец, подхожу к самому памятнику. Скульптура сделана из бронзы методом литья. Художественное литьё - надёжный способ увековечения памятника. Но почему-то скульптура не смотрится величественно, хотя сделана она довольно искусно. На мой взгляд, причиной такого восприятия является постамент, который никак не гармонирует со статуей, потому что он гораздо больше неё. Моё недоумение вызвало и отсутствие надписи на постаменте. Думаю, это безответственно по отношению к памятнику великому человеку.
За памятником Конфуцию, на торце здания, разместили панно-барельеф, изображающее «Шесть искусств», которыми, по древней китайской традиции, должен владеть каждый уважающий себя мужчина. Это - учтивость или вежливость, музыка, стрельба из лука, управление колесницей, письмо, счёт. Барельеф служит фоном памятника.
Создание архитектурного ансамбля Конфуцию – идея замечательная, объединяющая культуры, но, увы, пока не воплощённая до конца. Да, общее впечатление от увиденного - незавершённость. Очень много серого камня и почти нет живой природы, которую так любил китайский мудрец. Чего стоит только одно его высказывание: «Когда тебе плохо, прислушайся к природе. Тишина мира успокаивает лучше, чем миллионы ненужных слов». Поэтому в окружении деревьев и цветов, думаю, памятник смотрелся бы куда естественнее, красивее.
Что же касается слов, то Конфуций был великим мыслителем не только своего времени. Его мудрые высказывания о жизни, человеке, знаниях, поведении, государстве, политике актуальны до сих пор. И на торцах сосудов-четырёхножников его цитаты были бы вполне уместны, заставляя задуматься над многими сторонами бытия посетителей этого места.
Мудрый, снисходительный Конфуций никогда не нуждался в памятнике, но он его заслужил. И очень хотелось бы, чтоб памятник и вся архитектурная композиция вокруг него в Самарканде действительно были достойны этого великого человека.
Эмма БЕЛЯЛОВА.
Фото В. Давлятова.