Палки в колёсах бизнеса
Несмотря на то, что непрекращающиеся противоречия в разных уголках мира осложняют транспортно-логистическую систему, движение торговых и инвестиционных потоков, оборот товаров и услуг, перед хокимами стоит задача привлечения инвестиций. Однако деятельность предпринимателей затрудняют проблемы не только мирового значения, но и внутреннего.
В этом году в Пастдаргомском районе нужно реализовать 92 инвестиционных проекта на $77,1 млн., в результате будет создано 1 431 новое рабочее место. Это проекты в промышленности, где ожидается организация наибольшего количества рабочих мест – 941 в указанном районе, а также в сфере услуг и сельском хозяйстве.
Пока здесь реализовано 27 проектов на 3,7 млрд. сумов, создано 151 рабочее место. Так в ООО Sam elektro invest, на базе которого налажена линия по выпуску эмалированных медных проводов и электрических кабелей за счет трех миллиардов сумов, дополнительный проект дал возможность обеспечить работой еще 20 человек.
Если говорить об освоении прямых инвестиций, то на этот год здесь поставлена задача за счет трех проектов освоить $12,3 млн. В частности, СП ООО Ayisнa Ar организует птицеводческое, тепличное и рыбное хозяйства, ООО Don Invest Maнsulotlari расширяет производство муки, ООО «Камалак Файз Инвест Текстил» организует производство пряжи.
В Джамбайском районе ожидается переквалификация 59,4 га земли для реализации региональных инвестиционных проектов. В целом, в этом году в результате запуска 91 инвестиционного проекта на 1 407,9 млрд. сумов будет создано 916 новых рабочих мест. Пока реализовано 25 проектов, что позволило создать 148 рабочих мест.
Согласно Постановлению Главы государства (ПП-459) запланировано освоение $5,1 млн. прямых иностранных инвестиций на три проекта. Работы по ним начаты. В частности, один из проектов - «Расширение животноводческого комплекса» - на 5,9 млн. долларов на базе фермерского хозяйства Puremilky products. По словам руководителя предприятия, проект реализован совместно с азербайджанским предприятием Baku istiqbal LLC. Завезено 486 голов крупного рогатого скота. Расширение хозяйства позволило трудоустроить еще десять человек.
Словом, в районах работа по привлечению инвестиций не столь стремительно, но развивается. Однако решение проблем, негативно влияющих на развитие бизнеса, не всегда зависит от администрации района, а требует внимания на более высоком уровне.
Например, представитель одного из совместных предприятий, указал на недочеты в законодательстве.
- Практика показывает коллизию между частью 6 статьи 100 Налогового кодекса и статьей 329 Таможенного кодекса, а также постановлением Кабмина №76, - отметил собеседник. - Суть в том, что налоговое законодательство при предоставлении отсрочки при оплате НДС обязывает субъектов предпринимательства выплачивать процент в размере полной ставки рефинансирования ЦБ. А таможенное законодательство говорит, что это должно быть в размере половины ставки. Вот эта коллизия существует уже на протяжении долгого времени и не решается.
Также существует неясность с системой Е-актив. Система пока не готова. Сейчас опять, кстати, введена отсрочка по ее внедрению. Необходимо провести оценку регуляторного воздействия, то есть насколько вообще целесообразно внедрение этой дублирующей системы для субъектов предпринимательства. Если даже решат, что она нужна, необходимо рассмотреть вопрос о неприменении ее в отношении предприятий, производящих продукцию с обязательной цифровой маркировкой. То есть, если уж внедрена система цифровой маркировки, это и так обеспечивает прозрачность для налоговых органов. Внедрение дополнительной системы накладно и обременительно для бизнесменов.
В одной из неофициальных бесед руководитель крупного предприятия поднял немаловажный вопрос:
- В Налоговом кодексе Узбекистана есть статья 15 «Должная осмотрительность». Допустим, предприятие заключило сделку с другим предпринимателем, а спустя некоторое время приходит извещение о камеральной проверке предприятия, потому что оно когда-то работало с тем, кто спустя год или полтора после заключения контракта, не уплатил налоги. Получается теперь за него налоги должно оплатить предприятие, то есть накладывается субсидиарная ответственность. Это некорректно. Если тот субъект в налоговых правоотношениях, то он за это должен нести ответственность сам. Ведь предприятие, вступающее в сделку, проверяет наличие сертификата плательщика НДС своих партнеров. Более того, необходимо конкретно определить критерии должной осмотрительности. Само по себе это понятие очень широкое. Мы, как субъекты бизнеса, можем запросить у контрагента кучу сведений, но он не обязан их предоставлять. В таком случае, мы выполнили критерии должной осмотрительности или нет? Нужно отрегулировать этот вопрос.
Вопрос относительно Закона РУз «Об обязательном государственном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» тоже нуждается во внимании. Согласно действующему законодательству, если работник получает на рабочем месте увечье, работодатель должен возместить материальный ущерб работнику, что потом покрывается обязательным страхованием гражданской ответственности. Вместе с тем, если увечье серьезное, ему нужно выплачивать пенсию по инвалидности, а предприятие эту пенсию вынуждено возмещать в порядке регресса пенсионному фонду. Но этот закон от 2008 года, который нашел отражение и в нормах нового Трудового кодекса, гласит, что если предприятие выплачивает социальный налог, то оно не должно нести никаких обязанностей по возмещению пенсии. Нужно привести в соответствие нормы пенсионного законодательства и подзаконных актов, которые вытекают из этого законодательства.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.