От «сухих» цифр к визуализации

В Фергане прошел второй модуль Data School Центра развития современной журналистики. На сей раз участники школы - корреспонденты различных изданий республики - получили навыки работы на текстовом редакторе Google Docs, онлайн-приложении Google Таблицы для чистки, подсчетов и визуализации данных. Всему этому журналистов обучали профессиональные тренеры из Кыргызстана и Узбекистана.
На протяжении четырех дней участники учились делать подсчеты с помощью специальных формул, анализировать данные для создания журналистских материалов. С помощью Google Таблицы журналисты научились обрабатывать большие массивы информации, структурировать ее, применять в контексте ситуации и делать выводы. В первую очередь, это простые математические операции, такие как подсчет суммы и среднего значения, вычисление доли или изменения показателя. Разница в том, что с помощью приложения это можно сделать гораздо быстрее, чем на калькуляторе, и произвести эти вычисления с огромным количеством показателей.
Перед участниками тренинга стояла задача - преподнести информацию так, чтобы создать историю, которая звучит увлекательно и убедительно.
Журналистика данных - это принципиально новый механизм организации общения с аудиторией. Она предлагает инструменты визуализации «сухих» данных, помогает наглядно представить информацию. Но привлекательное визуальное сопровождение - лишь вершина айсберга журналистики данных. Задача журналиста - преобразовать данные в информацию, доступную всем людям.
В известных международных изданиях действует отдельная вакансия – дата журналиста, который занимается анализом, «упаковкой» и визуализацией данных. Там вместо информаторов или пресс-релизов, основных инструментов традиционной журналистики, используют базы данных. Именно данные, которые накоплены в различных информационных системах, в том числе государственных, для международных СМИ являются основным источником информации.
Дата-журналистика развивается и в Узбекистане, но пока для нашей страны это новое явление.
- Практика показывает, что обилие цифр и таблиц широкой аудиторией воспринимается сложно, - говорит тренер из Кыргызстана Савия Хасанова. - Аудитории нужен журналист, чтобы увидеть хоть что-то значимое посреди нарастающего шума информации. Я убеждена, что каждому современному журналисту необходимы хотя бы базовые знания в области статистики, потому что статистика, цифры в целом играют большую роль в нашей жизни. Зачастую цифрам мы верим больше, чем словам.
Несомненно, привлечение статистического арсенала практически в любую историю может сделать более аргументированной и запоминающейся. Но использовать этот арсенал, безусловно, необходимо осторожно и умеючи. Обращаясь к помощи статистики, журналист должен понимать, откуда берутся данные, можно ли им доверять, какие показатели стоит использовать для решения конкретных задач, как их правильно интерпретировать и представить так, чтобы не обмануть читателя.
Data School MJDC реализуется при поддержке IDEM (Германия) в рамках проекта "Media - Professionalization of independent reporting based on data journalistic formats.
Замира БАЛТАЕВА.