Венок памяти педагогу-баянисту

Древний Самарканд издавна славится своими учеными и педагогами, владевшими глубокими знаниями. Одному из них – Анатолию Васильевичу Адволоткину (1946-2019) - был посвящен концерт в детской музыкальной школе искусств №4, организованный силами педагогов специализированной школы искусств, учителей и учащихся ДМШИ №№ 1, 3, 4, 11 и 26.
В концерте, помимо традиционной музыкальной программы, использовалась презентация фотографий и видео из архивов, документы, воспоминания его друзей и учеников. По этим крупицам памяти восстанавливался жизненный и творческий путь замечательного педагога, уникального человека Анатолия Васильевича Адволоткина.
Родился он в 1946 г. в Каттакургане, учился в музыкальной школе №2 там же. Не успев окончить последнюю в 1960 году, в возрасте 14 лет из-за нехватки специалистов его принимают на работу в родную музшколу в качестве преподавателя класса «Аккордеон, баян». Через год он поступает в музыкальное училище г. Самарканда, где учится до 1965 г.
Преподаватель ДМШИ №1 А. В. Бродянский вспоминал: «Без всякой протекции приехал юный тогда Адволоткин в Самаркандское музыкальное училище с баяном в руках. И первым, кто его прослушал, стал директор Умар Салохитдинович Хурсандов. Он был сражен тем, как этот худенький, скромно одетый мальчик играет, поэтому Анатолия Васильевича без экзаменов сразу зачислили в число студентов училища».
Формально Адволоткин учится у Н. Гриднева, а по правде сказать, самостоятельно, т.к. от природы имел необычайный талант и музыкальное чутье. Юноша занимался помногу часов кряду в свободных классах старого здания 1-ой музыкальной школы, во дворе которой в то время располагались и школа, и училище по ул. Фрунзе. «Трудоголик» по натуре, он добивался виртуозного владения инструментом. Гриднев давал ему программу, которую Анатолий Васильевич буквально «глотал» за короткий срок. По тому же принципу он обучал всех своих учеников, чтобы успеть охватить за год минимум 30 произведений.
Например, тому же Бродянскому он дал учить концерт-поэму А. Репникова на 76 страницах с условием выучить это произведение всего за один месяц. У студента волосы стали дыбом: как это возможно за месяц выучить столько страниц?! Но умение убедить и мотивировать ученика сделали свое дело. Анатолий Васильевич развивал индивидуальность, учил работать самостоятельно, воспитывал личность. Вспоминая своего педагога, Бродянский рассказывал, что, когда приходил в училище к шести часам утра позаниматься, его однокурсник Шерзод уже сидел у окна училища или в коридоре и занимался. Конечно, это подзадоривало и вызывало здоровую конкуренцию в занятиях.
Из рассказов его ученика Сафина Камиля, который сейчас живет в Туле (Россия) и является руководителем фольклорного ансамбля «Карусель», в тот период Анатолий Васильевич уже занимается с детьми по своей собственной методике. Благодаря тому, что он попал в класс Адволоткина, он окончил музыкальную школу за три года, перешагнув с первого сразу в третий класс, а потом в пятый. «Он работал со мной по несколько часов подряд вместо 45 минут, - написал мне, Сафин. - Приезжал я домой на велосипеде очень поздно вечером. Иногда занимались до 23:00, а однажды, для конкурса, даже до полуночи. Я никогда не забываю своего первого педагога. Анатолий Васильевич всегда незримо присутствует в моей жизни».
Начиная с 1976 года, Адволоткин попеременно работал то в ДМШ №1 у С. Усманова, по приглашению которого он, собственно, и переехал в Самарканд, то в ДМШ №3 у А. Пинхасова. Здесь он по очереди готовил будущих лауреатов конкурса «Санъат байрами», о чем свидетельствуют две записи-благодарности в трудовой книжке.
С 1976 по 1981 годы он заочно учится на историческом факультете нашего Самаркандского государственного университета. По законам того времени полученный диплом надо было отработать где-нибудь на периферии. Так он попал в Тайляк, в спортивную школу олимпийского резерва, где преподавал историю и обществоведение целых 10 лет.
О личных качествах и способностях Анатолия Васильевича, профессионала своего дела, равного московским специалистам, говорит историческая встреча с крупнейшим специалистом, исполнителем мирового масштаба, с российским баянистом, профессором, заведующим кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, Народным артистом России (1994) Ф. Р. Липсом, приехавшим в то время в Самарканд с гастролями. Услышав исполнение А. Адволоткина и узнав о его педагогических способностях готовить баянистов-виртуозов, он приглашал его работать в Москву. Адволоткин по семейным причинам отказался.
Значительный этап в жизни Анатолия Васильевича связан с работой в летних лагерях музыкальным работником в пионерлагере «Золотинка», куда брал пять своих студентов 1996-2000 гг. выпуска: Александра Бродянского, Эмиля Ибраимова, Шерзода Нормирзаева, Одыла Бузрукова и Мехри Ходжиеву. Им он ставил две задачи: ходить по отрядам со своими инструментами и разучивать одни и те же песни, чтобы на открытии и закрытии костра запело 600 человек сводного хора. Этот же принцип в те годы использовался в знаменитом лагере «Артек». И студенты ходили, занимались с детьми сразу на месте, получая концертную и педагогическую практику. На открытие и закрытие смены выступали не просто дети, туда приезжали и родители, и различные делегации, телевидение, делались репортажи и целые передачи. Эти факты подтвердил и дополнил почетный гость нашего концерта, в прошлом директор пионерлагеря «Золотинка» Владимир Степанович Великанов.
Всего за 26 лет в училище искусств г. Самарканда им было подготовлено более 50 специалистов. Анатолий Васильевич имел свою особую методику преподавания. Он умел раскрепостить аппарат учащегося и добиться блестящей беглости пальцев, причем учащиеся играли свободно, не глядя на клавиатуру. Как истинные профессионалы, уже с первого курса училища они показывали блестящие результаты на академических концертах, технических экзаменах, а также на городских концертах, областных и республиканских конкурсах. Анатолий Васильевич умел донести до своих учеников замысел композитора, характер произведения, стиль исполнения, передать эпоху. Всегда потрясающе выглядели произведения, исполненные ансамблем баянистов и аккордеонистов. Сколько эмоций вызывало исполнение «Либертанго» А. Пьяццоллы или «Грозы, Шторма» из цикла «Времена года» А. Вивальди!? Огромный репертуар педагога А.В. Адволоткина поражает своим богатством и степенью градаций от простого к сложному и к высшему пилотажу. Сам факт, что многие его ученики учились не только в Государственной консерватории Узбекистана, но и ездили поступать в Московскую консерваторию, как, например, Собир Алиев и другие, - демонстрация высокого уровня методики А. Адволоткина.
Как-то стремительно «влетая» в его кабинет, я заметила, как терпеливо Анатолий Васильевич выслушивал мою очередную просьбу дать мне кого-нибудь в программу очередного концерта. И очень четко, по-военному, тут же конкретно называл фамилию, имя учащегося, курс, автора и название произведений. При этом он сразу спрашивал, какова цель концерта: профориентация или тематический концерт, праздничный или благотворительный? Куда именно мы идем: в очередную ДМШИ или Дом престарелых, в общеобразовательную школу или городскую организацию, далекую от профессионального музыкального образования? И как он радовался, если мы шли в Детский дом, детский сад или к немощным старикам, особенно в 9 Мая. Ни один мой концерт не прошел без участия учеников А. Адволоткина. Он часто говорил мне: «Вы делаете большое дело. Вы помогаете детям преодолеть страх перед сценой. Я вам очень за это признателен». В этих словах я чувствовала, как Анатолий Васильевич переживает за своих птенцов, думает об их будущем.
Анатолий Васильевич переживал не только о будущем своих выпускников, но и о сохранении своей уникальной методики преподавания на узбекском языке. Именно поэтому он создал наглядные стенды в своем классе, кстати, надо отметить, лучшие в области, с методическими советами по педагогической практике, дирижированию, игре в ансамбле. Все это закрепил фотографиями со своими любимыми учениками. Эти стенды остались в его классе как образец истинного Педагога с большой буквы...
Эльвира ЕМЕЛЬЯНОВА.