От братской могилы до братского кладбища
Кладбище - это место, где приостанавливается время, а человеку невольно приходят мысли о скоротечности, суетности нашей жизни и ценности бытия. Проходя по тихим кладбищенским тропинкам вдоль могил, понимаешь, что здесь нашли свое упокоение люди, бывшие частью истории города. В Самарканде одно из таких кладбищ – «Братское».
Самым ранним известным православным захоронением в Самарканде был памятник, воздвигнутый над братской могилой убитым воинам во время военных действий в мае-июне 1868 года. Он представлял из себя трехгранную пирамиду из светлого камня, увенчанную крестом.
Первые три года военный гарнизон Царской армии размещался в цитадели Самарканда. Землю для захоронений отвели на ее окраине, и художником В. Верещагиным было запечатлено это место. Но этот участок земли был небольшим по площади и вскоре оказался заполненным. Тогда встал вопрос о подыскании нового места под кладбище.
Русское население постепенно увеличивалось, и в 1871 году за стенами цитадели с западной стороны стал строиться европейский город. Вопросами погребения умерших до революции занималась церковь. Место для нового кладбища было выбрано православным священником Капитоном Высоцким. Его территория находилась на окраине Самарканда, за Солдатской слободкой, и стало называться соответственно Солдатским.
Земельный участок под кладбище был распланирован на четкие секторы. В центральной его части, посреди небольшой круглой площади, было отведено место для православной часовни. Специально для Солдатского кладбища самаркандскому городскому архитектору В.М. Лемке в 1880 году было поручено спроектировать здание часовни из жженого кирпича с куполом. Помимо этого, там же была выстроена сторожка. Участок под кладбище был обнесен забором из сырцового кирпича и со временем к нему из города проложена дорога. Самые ранние захоронения на этом кладбище датируются 80-ми годами позапрошлого века.
Среди захоронений выделяются надгробия и памятники над могилами известных и родовитых людей. Возле стен самой часовни похоронен губернатор Самарканда В. Ю. Мединский. Кроме него, на кладбище сохранились надгробия еще двух губернаторов города – генералов - графа Н. Я. Ростовцева и В. В. Григорова. Хорошо сохранился каменный крест над могилой генерала А. Н. Черневского, при участии которого в городе было построено множество зданий. Невозможно перечесть имена всех известных и простых горожан: врачей, военных, художников, инженеров, преподавателей и т.д.
После 1905 года участок Солдатского кладбища стал относиться к новопостроенному Покровскому собору. В 1909 году старостой этой церкви, купцом Василием Парфеновичем Тумановым собраны средства в 500 рублей и пожертвованы на приобретение катафалка для Покровского собора.
В начале ХХ века вследствие эпидемии холеры пришлось выделять отдельный участок под захоронения, названный «холерным» кладбищем. Правда, с годами оно слилось с основной территорией кладбища.
Если до революции Солдатское кладбище являлось местом погребения христиан, то с приходом советской власти ситуация меняется. После 1918 года уже нет четкого конфессионального разделения, и здесь появляются могилы людей различной национальной, и культовой принадлежности. Традиция ставить над могилами кресты в эти годы почти прекратилась.
В 1922 году в местной газете опубликован прейскурант цен за участки на кладбище, именовавшемся в то время «русским». Самым дорогостоящим было место в ближайшем круге возле православной часовни и равнялось 5 000 рублей. За пределами круга стоимость места под захоронение равнялась 1 000 рублей, и чем дальше от часовни было место, тем оно обходилось дешевле.
В 1924 году закрыли церковь Святого Георгия Победоносца, расположенную на Церковной площади в центре города, и верующим людям пришлось искать себе новое место для молитвы. Тогда вспомнили о часовне на кладбище. Городские власти дали разрешение православным совершать богослужения на погосте, используя часовню как церковь. В течение четырех лет православные собирались там на молитву. Но так как помещение часовни было совсем небольшим, люди были вынуждены молиться круглый год, стоя под открытым небом.
В декабре 1926 года, чтобы как-то благоустроиться, православная община вместе с настоятелем - священником Евгением Марчевским -обращается с ходатайством к местным властям о реконструкции и постройке летнего молитвенного домика при часовне. К августу 1927 года она получает разрешение на постройку и с западной стороны пристраивается деревянное помещение для молящихся. Но, к сожалению, через десять дней после светлого праздника Пасхи, в ночь с 27 на 28 апреля 1928 года, злоумышленники подожгли часовню. При этом сгорела деревянная пристройка и необратимо пострадала сама часовня.
На обращение членов общины к городским властям о восстановлении часовни и постройки помещения для церкви на кладбище получен категорический отказ. После этого верующие не могли дальше совершать богослужения на кладбище, а часовню заняли под захоронения как частный семейный склеп.
Со второй половины 30-х годов неподалеку от кладбища начинает функционировать молитвенный дом святого Георгия Победоносца, который в обиходе горожане называют кладбищенской церковью. И это название сохранилось за ним до сих пор.
В годы Великой Отечественной войны с полей сражения в Самарканд привозили раненных бойцов на лечение. Но не все из них выживали. В это время на кладбище появляются два больших участка для захоронения воинов, умерших в госпиталях Самарканда. В общей сложности здесь похоронили около 300 воинов. Так как у солдат здесь не было родных, которые могли бы ухаживать за их могилами, город взял на себя заботу по уходу за ними и поставил два монумента – «Скорбящая мать» и «Воин». Из года в год к празднику 9 Мая на могилах воинов наводится порядок и возлагаются цветы.
По мере заполнения кладбища, к нему неоднократно добавлялись новые участки земли, и этот процесс завершился в 1950-е годы. Если посмотреть со спутника, то сегодня площадь кладбища составляет более десяти гектаров. В разные годы советской власти памятник с Братской могилы и ряд надгробий, расположенных на бывшей Церковной площади, были перенесены на русское кладбище.
Последние несколько десятилетий кладбище «Братское» является закрытым, претендовать на место упокоения имеют право те, у кого здесь похоронены родные и позволяет место. За прошедшие годы на «Братском» нашло свой последний приют не одно поколение самаркандцев, есть немало мест, где люди захоронены целыми семействами. В силу того, что территория кладбища уже много лет, как перестала разрастаться, хоронить людей приходится за счет сокращения ширины его внутренних дорожек. После массового отъезда из Самарканда православных людей в 1990-е годы целый ряд могил остались без присмотра и нуждаются в нем. Живущие рядом с кладбищем самаркандцы нередко находят на нем работу, ухаживая за могилами: родственники покойных регулярно оплачивают их труд.
Кладбищенская земля объединила большое количество людей различных взглядов, верований, национальностей, в итоге оно стало именоваться «Братским кладбищем». Однако по-прежнему тихая и спокойная жизнь на его территории оживает в дни особого поминовения: на праздник Пасхи и Радуницу, когда по традиции горожане массово посещают своих умерших близких. В эти дни особенно ясно видно количество оставшихся в городе православных людей…
Александр ГАЛАК.