Опять судебные карусели, или Когда разберутся с незаконной застройкой в Самарканде?

Пятиэтажное здание, незаконно построенное на территории махаллинского схода граждан "Узбекистон" г. Самарканда, которое по решению горсуда по гражданским делам от 13 марта сего года должны были "сократить" до трех этажей, заселяется людьми. Сносить этажи, судя по всему, никто не собирается, впрочем, как и на остальных строениях, о которых много говорили в начале этого года.

Если с объектом по улице Мироншох, 4, который незаконно возвела компания "Афросиёб хосият бегим макони", контролируемая известным самаркандским бизнесменом Умаром Раджабовым, ныне осужденным, всё понятно, то по остальным 16 строениям, изуродовавшим исторический облик древнего города, - штиль. На примере махалли "Узбекистон" можно сказать, что громкие заявления о торжестве закона пока так и не выполнены. И этому, к сожалению, активно способствует судебная карусель, заработавшая в эти месяцы на полную катушку.

Итак, в четвертый раз напомним читателям "СВ" печальную историю некогда образцовой махалли "Узбекистон", а сейчас ставшей примером того, как надо нарушать кодексы и прочие законы республики и при этом безнаказанно уходить от ответственности.

"Благодаря" незаконному решению от 27 апреля 2017 года, инициированному председателем махаллинского комитета "Узбекистон" А. Бозоровым (переизбранному на второй срок в мае этого года), был дан "зеленый свет" предпринимательнице М. Саидовой на строительство торгово-бытового комплекса на территории схода граждан. Удивительно то, что эту общественную землю М. Саидовой, вопреки закону, с "барского плеча" передавал в качестве компенсации и хокимият г. Самарканда - компенсации за якобы снесенный дом гражданки! Во время журналистского расследования выяснилось, что указанный дом в махалле им. Г. Джамшеда, проезд 2, дом 2, во-первых, не был оформлен на имя Мехриниссо Саидовой, во-вторых, застройщица его снесла сама, о чем имеется документ. Наконец, освобожденный от жилья участок земли Саидова элементарно продала ООО "Шерзод строй сервис" под строительство девятиэтажки.

Однако эти факты, озвученные еще в прошлом году в нашей газете, и неоднократно переданные активистами махалли "Узбекистон" в правоохранительные органы, никого из них особо не заинтересовали. Во всяком случае, специальная рабочая группа, которая выявила 159 незаконно построенных объектов в Самарканде, по улице Узбекистанская, 67, больше волновала этажность объекта, возведенного в буферной исторической зоне. Да, нелепым решением хокима Самарканда В. Рахимова №700-к от 10 мая 2017 года допускалось возведение в буферной зоне трехэтажного объекта (ныне высота ограничена 12 метрами). На деле же было построено пять этажей. Причем строилось здание очень быстро, вопреки распоряжению премьер-министра о приостановке всякого строительства в Самарканде, вопреки решению Верховного суда. И ни один контролирующий орган в это не вмешивался.

- Посмотрите, что стало с нашим зеленым махаллинским центром, где росло более 50 декоративных и фруктовых деревьев, которые посадили наши отцы, - говорит активист махалли, хорошо известный своим упорством, Уктам Норбоев. - У нас был сад, где отдыхали матери с детьми и пенсионеры, был бассейн. Наш гузар называли курортом, оазисом. А что теперь? Да, застройщик построил новое здание центра, но оно лишено всякого уюта: кабинеты тесные, в зал на второй этаж пенсионеры и инвалиды не смогут подняться из-за крутых ступенек. А где играть детям, отдыхать пенсионерам? Новый комплекс, может, и красивый кому-то со стороны, но он в нашей аутентичной махалле смотрится совершенно чужим. Из-за тесноты здесь нет места ни для парковки, ни для детской и спортивной площадок, ни для мусоросборника, не говоря уже о рекреационной зеленой зоне. Не представляю, о чем думают люди, которые покупают здесь квартиры с видом на трансформаторную будку? А ведь некоторые уже начали заселяться, хотя в эксплуатацию дом хокимияту города не сдан, разрешение о праве на собственность не выдано.

Отмечу, что бывший "отец" города В. Рахимов, осознав ошибку, постарался ее исправить и 14 августа 2017 года отменил свое решение о строительстве. Зато суд по гражданским делам г. Самарканда под председательством Ш. Тошпулатова 17 октября того же года восстановил сию незаконность. Он не посчитал нужным обратить внимание на ряд вопиющих нарушений Градостроительного, Земельного, Жилищного кодексов, постановлений и указов президента и правительства. Всё это наводит на мысли о том, что это была либо чудовищная некомпетентность, либо обыкновенная коррупция. Причем к этим выводам приходишь и в отношении кассационной инстанции областного суда, оставившей в силе противоречащее закону решение.

Но что же сейчас помешало довести до конца решение горсуда по гражданским делам от 13 марта сего года, исполнение которого было назначено на июнь? Почему до сих пор в назидание остальным застройщикам не снесли два верхних этажа, как поступили с домом по улице Мираншох, 4? Ответ тот же: решением городского суда по гражданским делам под председательством Б. Вахобова 24 июля этого года отменяется решение о сносе. Основание совсем уж нелепые: теперь дом, превышающий допустимую этажность, вдруг стал соответствовать требованиям ЮНЕСКО. То есть ни кодексы, ни законы теперь не в счет, ведь «специалисты» некой комиссии решили, что зданию быть, а суд согласен…

 

В настоящее время на обсуждение общественности вынесен генеральный план Самарканда, но что касается регенерации исторической его части, мы до сих пор теряемся в догадках. На презентации генплана журналистам намекнули, что этим вопросом занимаются французские специалисты, о которых ни местные архитекторы, ни журналисты ничего толком не знают. Может, вообще это было сказано для успокоения? Ведь, судя по тишине с незаконной застройкой в исторических зонах, и "ТошкентбошпланЛИТИ", и Министерство культуры РУз, и госвласти на местах, похоже, пребывают в растерянности по данному вопросу. А Самарканд тем временем продолжает терять свою архитектурную самобытность, вопреки заверениям о приостановке строительства многоэтажных домов в исторических и буферных частях, которое по всему городу останавливалось и останавливается исключительно в момент приезда очередной столичной комиссии…

Анастасия ПАВЛЕНКО.

Фото У. Норбоева.