От ассоциаций к рынку: почему реформы буксуют

Тридцать пять лет независимого развития - это достаточный срок, чтобы оглянуться назад и оценить пройденный путь. Экономика Узбекистана, как и экономика большинства постсоветских стран, искала баланс между рыночными механизмами и наследием командно-административной системы. Но достигнута ли прочность, позволяющая уверенно смотреть вперед, и можно ли считать результаты удовлетворительными? Ответы скрыты в деталях - в судьбах предприятий, в успехах и провалах аграрных реформ, в дисбалансах денежного обращения и в хронических проблемах управления.

Выбор первых лет независимости

Став независимыми, мы, как и большинство братских республик, отказались от «шоковой терапии» и продолжили путь централизованного управления. Отраслевые министерства были переименованы в ассоциации предприятий легкой и пищевой промышленности, строительной индустрии, бытовой техники и других отраслей. Созданные таким образом картели фактически исключали внутриотраслевую конкуренцию.

Приватизация, проведенная без опоры на научные подходы или хотя бы на здравый смысл, привела к банкротству и ликвидации основной части промышленных предприятий. Нередко одно структурированное предприятие делили на пять, а то и десять частей, - как это случилось с акционерными обществами «Сино», «Гелион» и «Кинап». Так, на месте лифтостроительного завода, оснащенного станками с ЧПУ и лазерным оборудованием, где трудились две тысячи человек, появились небольшие производители мужских сорочек, искусственной травы и других простейших товаров. Соответственно снизилось и количество рабочих мест.

Количественный рост вместо эффективности

Недавние сообщения прессы о проверках предприятий Самаркандской области подтвердили: большинство из них используют производственные мощности не более чем наполовину. Причина в количественном подходе, при котором главное - построить больше, считая это ростом рабочих мест. На деле же предприятия «крутятся как белка в колесе», подменяя друг друга.

Маркетинговые исследования почти не проводятся. В каждом районе появляются несколько предприятий с одинаковой специализацией - мебели, стройматериалов, одежды, хозяйственно-бытовых товаров. Каждый новый завод вытесняет мощности старых, снижая их загрузку и рентабельность, а бюджет недополучает прибыльный налог.

Только единицы из них расширяются, если кого-то и принимают на работу, то, в основном, на место увольняемых работников, так как низкий уровень заработной платы приводит к высокой текучести кадров. Достойно сожаления то, что отсутствие координированных действий внутри региона приводит к производству излишнего количества товаров, которые не востребованы на внутреннем рынке и не пригодны для экспорта. Сырье и материалы, а также энергоресурсы затрачиваются впустую и подтверждением тому являются ставшие массовыми акции по распродаже товаров по бросовым ценам, не покрывающим даже затраты на  их производство.

Предложения по координации

Размещение предприятий, специализация которых не носит стратегического характера, должно осуществляться на областном уровне с персональной ответственностью конкретных должностных лиц за эффективность инвестиций. Создание маркетинговых секторов при хокимиятах областей, городов и районов позволило бы избежать параллелизма и избыточных мощностей.

Каждый инвестиционный проект должен включать нормативные сроки освоения мощности. Их нарушение - основание для финансовых санкций и ужесточения налоговых обязательств. Иначе эффективного использования ресурсов ожидать не приходится.

Трудности аграрного сектора

Экономическая теория подчеркивает сложность внедрения рыночных механизмов в сельское хозяйство, и практика Узбекистана это подтверждает.

Свежий пример: при значительном сокращении хлопковых площадей Центр оставил прежние задания по валовому сбору якобы за счет фантастического роста урожайности на 10-12 центнеров. Но для такого рывка нужны огромные инвестиции, которыми большинство хозяйств не располагает. Даже в лучшие годы подобные показатели были недостижимы.

Неясно, ведется ли двойная бухгалтерия, чтобы не оставить текстильную отрасль без сырья. Но настоящий парадокс - сравнение фермерских и дехканских хозяйств. Согласно официальным данным, индивидуальные дехканские хозяйства на 0,5 млн. га, разделенных на участки по 6-15 соток и ограниченных в механизации, производят товарной продукции больше, чем фермеры на 4 млн. га.

Хотя многое может проясниться, если найти ответ на один из злободневных вопросов, который продолжает висеть в воздухе - почему создание фермерских хозяйств, а затем их кластеризация не дали желаемых результатов?

Нерешенные вопросы Центробанка

Стабильность экономики требует сбалансированного товарно-денежного обращения. Но как определить необходимый объем наличных денег, если 80 процентов мяса и молока, более половины фруктов и овощей продаются вне организованного сектора?

Термин «внебанковский оборот денег» когда-то стоял в центре экономической политики, но радикальных решений не последовало. Между тем дехканские рынки по приблизительным оценкам создают годовой оборот примерно в 20 млрд. долларов - сотни триллионов сумов. Эти средства не попадают в банки и не пополняют их кредитные портфели, хотя могли бы значительно снизить ставку рефинансирования.

Пока ЦБ не займется решением этой проблемы, говорить о таргетировании инфляции затруднительно.

Децентрализация управления

Переход к полномасштабным рыночным отношениям невозможен без децентрализации управления. Однако разработаны ли для этого научно обоснованные меры? В ходе подготовки к вступлению во Всемирную торговую организацию логично было бы ежегодно предпринимать системные шаги в этом направлении, но адекватного подхода не прослеживалось.

Передача полномочий на региональный и районный уровень - процесс сложный и болезненный. Требуются кадры с другой компетенцией: не просто исполнители директив, а люди, способные раскрыть производственный потенциал региона, обеспечить занятость, сформировать бюджет по принципу самофинансирования, поддержать продовольственную безопасность и рост благосостояния населения. И статистические приукрашивания здесь уже не помогут.

Итоги и ориентиры

Пока не созданы условия для свободного перемещения и концентрации производственных ресурсов, укрупнения предприятий и законодательной базы для честной конкуренции, иностранные инвестиции не приведут к желаемым результатам. Стратегические программы будут половинчатыми и требующими доработки.

Опыт плановой системы показал свою несостоятельность, но ее сильные стороны можно адаптировать к современности. Если страна стремится стать частью мирового хозяйства, где доминируют рыночные механизмы, путь очевиден: формирование научно обоснованных рыночных отношений и децентрализация управления.

Но это не означает отказ государству от регулирующей роли. Экономика должна быть государственно регулируемой, как например в Швеции и других странах, при непременном учете национальных особенностей. При этом государство, выполняя свою экономическую роль, сочетает рыночные методы управления с административными методами, хотя бы потому, что решение социальных задач никак нельзя оставлять на милость рынка.

Илхом ВАФАЕВ,

начальник отдела маркетинга областного совета предпринимателей.