Онлайн-образование приводит к пробелам в знаниях

24 января во всех школах страны стартовали онлайн-уроки. Несмотря на то, что представители областного управления народного образования выступают против дистанционного обучения и считают их неэффективными, на протяжении всего месяца уроки будут проходить в онлайн-формате. Такое решение было принято в связи с новым витком пандемии коронавируса.
Обучение на удаленке началось с просмотра уроков, которые как и в прошлом году транслируются через телеканалы Национальной телерадиокомпании и Telegram-канал «Онлайн-школа». Здесь же ежедневно появляется расписание занятий.
По мнению родителей, с приходом онлайн-образования появились трудности технического характера. Это и низкое качество Интернета, и отсутствие гаджетов у каждого члена семьи. К примеру, если в семье два-три ученика, а телеуроки у разных классов идут одновременно, то возникает проблема, поскольку в семье один телевизор. Благо расписание телеуроков и уроки обычно повторяются. Если ребенок пропустил, то есть возможность посмотреть телеурок в интернете. Но если ученик проживает в районе, то ситуация усугубляется. Сложности возникают и у учителей, которые должны выставлять оценки и проверять домашнее задание.
Одним из важных новшеств нового онлайн-обучения стало проведение его в школе. То есть учителя должны присутствовать в школе и контролировать работу учеников от туда, а это практически невозможно. Онлайн-образование лишено объективности. А все потому, что готовое домашнее задание многие скидывают в телеграм-группу класса, и каждый ученик может списать и получить оценку за чужую работу. Конечно, есть и те, кто отправляет работу в «личку», но таких меньшинство. Кроме этого, бывают случаи, когда сами родители помогают детям и выполняют за них уроки. На мой взгляд, онлайн-обучение, как бы современно и актуально оно не звучало, не заменит живого общения учитель-ученик, которое особенно важно в начальной школе.
Онлайн-обучением также охвачены 37 профессиональных школ, 14 колледжей и 23 техникума области.
Для процесса создано более десяти онлайн-образовательных платформ, действует 1 920 телеграм-каналов, по которым ежедневно скидываются задания.
20-22 января преподаватели профессиональных учебных заведений области прошли учебный семинар по использованию интерактивных методов преподавания, где в качестве обучающей платформы была рекомендована Google Classroom. Данный интернет-сервис для онлайн-обучения позволяет создавать курсы, проводить вебинары и тестировать учеников.
По сути, компания Google собрала на одном сервисе несколько своих инструментов. Среди них - диск для хранения файлов, Google Docs для публикации текстовых лекций, презентации, опросы, сервис для видеовстреч и календарь для планирования обучения.
Google Classroom помогает преподавателям распределять задания и эффективно взаимодействовать с учащимися. Этот сервис доступен в веб-интерфейсе и на мобильных устройствах.
Студенты вузов также перешли на удалёнку. Государственным и частным университетам пришлось потрудиться, чтобы обеспечить преподавателей и учащихся системами управления обучением, такими как Moodle, и платформами конференц-связи для связи со студентами.
По мнению преподавателей, эта сложная платформа требует времени для изучения. Не все готовы работать на ней, не говоря уже о студентах. Кроме того, в вузах не хватает ИТ-специалистов, готовых прийти на помощь в случае технических проблем. Два-три специалиста на один вуз – это очень мало, они разрываются между студентами и учителями. Технические сбои в процессе обучения сильно снижают эффективность преподавания, а следовательно – падает усвоение знаний.
По идее, система образования должна быть самой прогрессивной и наиболее мобильной для перехода с одного метода обучения на другой. Однако мы этим пока не можем похвастаться. Для эффективности реформ и повышения уровня преподавания нужно создавать соответствующие условия. Например, нынешняя ситуация показала, что страна ещё не готова переходить на онлайн-обучение, потому что существуют технические сложности. Это и многое другое, в целом, приводит к пробелам в образовании.
Замира БАЛТАЕВА.
Фото автора.