Онлайн-кредиты: чтоб мошенники не обманули…
Сегодня мошенники широко используют методы социальной инженерии. Через мобильные приложения коммерческих банков получают онлайн-кредиты, расхищают кредитные средства, полученные на банковские карты посредством P2P-переводов (с одной карты на другую).
За прошедший период текущего года произошло 463 случая получения кредитов по мошеннической схеме выдачи онлайн-займов на имя «левых» граждан, тем самым причинен ощутимый материальный ущерб.
Зачастую мошенники через систему подмены номеров звонят своим жертвам, представляются сотрудниками банков и убеждают их оформить кредит. Граждане, оказавшиеся под их влиянием, сообщают им коды и предоставляют доступ к управлению мобильным приложением. После чего преступники выводят кредитные средства через переводы на другую карту, а затем выводят средства через криптоактивы.
Для предотвращения такого вида мошенничества тщательно изучен опыт ряда развитых стран. К примеру, при оформлении онлайн-кредитов в Европейском Союзе, Австралии и России существует практика 14-дневного, в США - 3-дневного, в Канаде - 2-дневного «периода охлаждения», который позволяет банку не сразу выдавать деньги.
В связи с этим ЦБ вводит временный порядок, направленный на предотвращение подозрительных мошеннических операций, связанных с банковскими картами, в процессе выдачи кредитными организациями онлайн-займов физическим лицам. Данная процедура начнет действовать с 1 ноября 2024 года по 1 апреля следующего года. Теперь граждане будут обязаны проходить биометрическую идентификацию при подаче заявки на кредит через мобильное приложение кредитной организации. Установление данного требования позволит определить, подано ли заявление на получение кредита самим гражданином и еще раз уточнить его личность.
Согласно временному порядку, после подачи гражданином заявки на получение кредита кредитные организации проверяют (скорингуют) его кредитную историю в базе данных кредитных бюро в два этапа (после получения заявки и до выдачи кредита). Если будет установлено, что клиент имеет отрицательную кредитную историю или резкое увеличение долговой нагрузки, либо за короткий период времени выдано несколько кредитов и долговая нагрузка резко возросла, выдача кредита будет отклонена или выделена в другом размере.
Это предотвратит выделение кредитов от нескольких кредитных организаций на имя обманутых мошенниками граждан.
Кроме того, при первом получении онлайн-займа гражданином путем регистрации нового аккаунта в мобильном приложении кредитной организации или доступа к существующему аккаунту с другого устройства в течение 48 часов с момента выдачи кредита, устанавливаются ограничения на пополнение счетов телефонных номеров, переводы денег за границу, операции онлайн-обмена валюты, P2P-операции со счета кредита, переводы на счета физических лиц и пополнение электронных кошельков.
Для снятия таких ограничений клиент в течение 48 часов может позвонить по номерам телефонов, указанным в SMS-сообщении, отправленном кредитной организацией, и сообщить, что получил кредит без влияния мошенников. С клиентом еще раз свяжется сотрудник кредитной организации, перепроверит достоверность предоставленных данных и проведет дополнительную проверку.
Указанные ограничения не затрагивают обналичивание гражданином выделенных кредитных средств или такие операции, как оплата товаров и услуг, - эти операции могут осуществляться без каких-либо ограничений.
Кредитный договор будет расторгнут кредитной организацией, а выделенные денежные средства будут возвращены, если:
* после перевода кредитных средств на банковскую карту гражданина денежные средства не были использованы;
* в течение 48 часов будет установлено, что клиент обратился за кредитом под влиянием мошенников;
* клиент не прошел дополнительную проверку.
К сожалению, в большинстве случаев заявители понимают, что стали жертвами мошенников на последнем этапе, когда уже нельзя обезопасить свои средства. Новый порядок в некоторой степени может повлиять на доступность кредитов, однако предотвратит случаи мошенничества. В частности, дополнительная проверка заявителя и «период охлаждения» должны вывести граждан из эмоционального влияния мошенников, чтобы успеть предпринять меры для защиты средств. Кроме того, это также позволит избежать «импульсивных решений», когда человек принимает решение о покупке крупных товаров, не изучив тщательно условия кредита.
Отметим, что это пока временный порядок, который будет совершенствоваться на основе анализа достигнутых результатов.
Рихситилло УМАРОВ,
пресс-секретарь областного управления ЦБ.