Он сделал маком достоянием потомков
5 января общественность нашей республики отметила 125-летие со дня рождения ученого-фольклориста, академика, педагога, крупного деятеля национального музыкального искусства, Народного артиста Узбекистана Юнуса Раджаби.
Юнус Раджаби собрал, систематизировал и записал более полутора тысяч народных песен и инструментальных произведений, бытующих в народной памяти в течение многих веков, сохранив их для будущих поколений. Фактически, Юнус Раджаби совершил подвиг в области сохранения народной музыки, поскольку до XX века в Узбекистане не существовала нотная запись, в связи с чем, мелодии передавались из уст в уста, от одного поколения к другому.
Как сказал о Юнусе Раджаби академик Вахид Захидов:
«Сорвав покрывало забвения с покрытых пылью столетий прекрасных мелодий, он отшлифовал их, превратил эти драгоценные жемчужины в достояние потомков».
Феноменальная память
Юнус Раджаби родился 5 января 1897 года в махалле «Чакар» города Ташкента. Он был последним, 16 ребёнком в семье Раджаб-ака и Ойша-биби.
Отец занимался земледелием и животноводством, мать вела хозяйство и смотрела за детьми.
Мать будущего композитора Ойша-биби наизусть читала Коран, увлекалась поэзией, сочиняла стихи, знала множество стихов и с удовольствием декламировала в окружении подруг. А ещё она сама пряла пряжу, вязала, шила детям одежду. Отец был весёлой натурой, любил искусство, музыку. Он всегда брал маленького Юнуса с собой на народные праздники, вечеринки, свадьбы. Там мальчик впервые услышал выступления известных певцов и приобщился к миру музыки, которая навсегда стала его главной страстью.
Старший брат подарил Юнусу дутар. Отец также поощрял увлечение сына музыкой. Маленький Юнус впервые выступил в чайхане Ильхома. У мальчика были абсолютный слух и феноменальная музыкальная память. Уже в раннем детстве, услышав всего лишь раз даже очень сложную, продолжительную мелодию, он быстро запоминал её и в точности воспроизводил.
В 1913 году умер его отец. Подросток стал работать на бойне для материальной поддержки семьи, но он всегда мечтал лишь вернуться домой и заняться музыкой. После памятного вечера в чайхане, он стал популярным: известные певцы приглашали его аккомпанировать себе на праздниках и вечеринках. А в 1916 году он познакомился с народным певцом Шорахимом Шоумаровым. Дружба переросла в плодовитый творческий союз.
В юношеский период Юнус Раджаби приобрёл низкий баритон с чарующим, бархатным тембром. Тогда он начал обучаться пению у хафиза, Муллы Туйчи Ташмухаммедова и вскоре стал его лучшим учеником, овладев техникой пения настолько, что часто подменял на концертах своего учителя.
Обнаружились и способности Юнуса к организаторской и педагогической деятельности. Он находил молодых, талантливых юношей и девушек и организовывал кружки, обучая их музыке.
Таким образом, ко времени открытия в Ташкенте в 1919 году народной консерватории, он был уже сложившимся исполнителем и опытным педагогом. Поэтому, когда Юнус решил поступать в консерваторию, окружающие отговаривали его: «Ты уже известный музыкант, зачем тебе это надо?» Но Юнус понимал, что ему необходимо профессиональное музыкальное образование. Он стал студентом. В течение 4 лет Юнус совершенствовал игру на дутаре и нае, изучал бухарский Шашмаком, осваивал теоретические дисциплины.
Как музыкант Раджаби сформировался в Самарканде
В 1923 году он был направлен в Самарканд, где занялся активной концертной деятельностью, став руководителем театра музыкальной драмы. В Самарканде Юнус встретился с крупнейшим хафизом и дутаристом, знатоком макомов Ходжи Абдулазизом Абдурасулевым. Эта встреча во многом определила его творческое кредо.
Именно в Самарканде берёт начало историческая миссия Юнуса Раджаби - собирание и запись макомов. Он упорно разыскивал мелодии и песни, записывал их и занимался их тщательной обработкой. Ю. Раджаби обошёл всю республику в поисках новых произведений.
В это же время Раджаби начинает сочинять свои мелодии и песни, которые тут же становятся популярными, среди них - «Бахор», «Хаммамиз».
В 1927 году Юнус возвращается в Ташкент и возглавляет ансамбль народных инструментов в только что организованном радиокомитете.
С этого времени вся жизнь Юнуса Раджаби связана с работой на радио. Ансамбль становится популярным не только в республике, но и за её пределами.
В 1937 году на Московском радио-фестивале исполнительское искусство ансамбля получило высокую оценку. Ансамбль с большим успехом выступает и по сей день, сделав много для популяризации народных песен и произведений узбекских композиторов.
В это время наступил зрелый период жизни великого композитора, период бурного расцвета его дарований. Нет ни одного жанра, в который он не внёс бы свой творческий вклад. С его именем неразрывно были связаны становление и расцвет узбекской музыкальной драмы.
В содружестве с русскими композиторами Б. Надеждиным, В. Успенским, Г. Мушелем он пишет музыку к драмам «Муканна», «Касос», которые с успехом шли на сцене академического театра имени Хамзы (ныне - Узбекский Национальный театр) и других театров.
Ю. Раджаби подготовил радиомонтажи спектаклей «Навои», «Мукими», «Фуркат». Он также создаёт такие крупномасштабные произведения для симфонического оркестра, как «Сегох», «Ферганская сюита». Огромен его вклад в развитии оперного искусства Узбекистана. Такие известные оперы как «Зейнаб и Аман», «Назира», были написаны при непосредственном участии Юнуса Раджаби.
А его симфонические сюиты «Уйин баеты», «Семь сюит», «Пахта сюитаси» вошли в число лучших программ ансамбля «Бахор», обогатив его репертуар. Унаследовав от матери любовь к поэзии, он дал новую жизнь в музыке произведения поэтов-классиков А. Навои, Бабура, Фурката, Мукими.
Макомы записывались с 12 ночи до 5 утра
Начиная с 1939 года, стал выходить в свет многотомник Юнуса Раджаби «Узбекская народная музыка».
В каждом из томов более 200 сочинений, а после войны появляется шеститомник «Шашмаком». Большим событием в культурной жизни республики явился выпуск грампластинок с записями Шашмакома.
Записи эти делались в трудных условиях: окна радиокомитета выходили на улицу с трамвайными путями. И для того, чтобы звучание не было испорчено грохотом, записывались с 12 ночи до 5 утра. Эти записи ансамбля до сих пор составляют золотой фонд узбекского радио.
В один из своих первых приездов в Ташкент композитор Дмитрий Шостакович, наслышанный о макомах, выразил желание послушать эту музыку. Его пригласили в радиокомитет. Прослушав более часа макомы в исполнении ансамбля, он, не сдерживая эмоций, со слезами на глазах, расцеловал Юнуса Раджаби. «Бесподобная музыка!» - воскликнул он и попросил на память кассету с записями.
Ему повезло с наставниками и учителями, да и на учеников тоже - они почтительно обращались к нему «устоз». Их у него было более 300. Многими сегодня гордится узбекское музыкальное искусство. В их числе такие известные композиторы, как Дони Зокиров, Нодира Ахмедова, Фахритдин Садиков, Саттор Ярашев, Тамара Ханум.
Юнус Раджаби умер в 1976 году и похоронен в Ташкенте.
В настоящее время именем Юнуса Раджаби была названа одна из станций Ташкентского метро и улица в столице. Согласно Постановлению правительства страны, в 1997 году к 100-летию со дня рождения, был организован Дом-музей великого композитора
Подготовил Ёрмамат РУСТАМОВ.