Он не прощал фальшивых нот

Затем он окончил городскую школу с религиозным уклоном, но при этом владел десятью языками. Одиннадцатый он выучил в Каире, когда работал по приглашению Г. А. Настера главным дирижёром Национального оркестра. В то время Бухара была одним из крупнейших торговых центров Востока. Композитору запомнились купцы из сказочной Индии. Детское впечатление он воплотил позднее в балете "Амулет любви". Хореографическая поэма "Амулет любви" с трогательной индийской экзотикой  на сцене узбекского Большого театра сегодня продолжает завораживать зрителей как и полвека тому назад.

Будущий композитор в 1924-1929 годах учился в Бухарской восточной музыкальной школе по классу дутара и параллельно занимался в Бухарском институте просвещения.

В 1929-1931 годах Ашрафи обучался в Научно-исследовательском институте музыки и хореографии по классу музыкально-теоретических предметов у H. H. Миронова в Самарканде. А в 1934-1936 годах он учился в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. В 1948 году экстерном окончил дирижёрский факультет Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

В 1929-1930 годах - заведует художественной частью Самаркандского радио. Свою творческую деятельность как композитор и дирижёр М. Ашрафи начал в 1930 году в Самарканде.

Он создал произведения, вошедшие в "Золотой фонд" культурного наследия  Узбекистана - первую узбекскую оперу "Буран", первую узбекскую симфонию "Героическая", балет "Амулет любви" и другие выдающиеся симфонические произведения.

Автор пяти балетов и четырёх опер, а также множества прекрасных симфонических произведений М. Ашрафи  на протяжении многих десятилетий в разное время являлся художественным руководителем и главным дирижёром Узбекского театра оперы и балета имени А. Навои, профессором и ректором Ташкентской государственной консерватории.

В 1964-1966 годах Мухтар Ашрафи работал директором, художественным руководителем и главным дирижёром Самаркандского театра оперы и балета.

Современники, друзья и ученики М. Ашрафи отмечали его житейскую чуткость к своим коллегам: выбивал квартиры, находил денежные средства на лечение в санатории. Но главная заслуга Учителя была в его самоотверженном вкладе в создание и становление композиторской школы Узбекистана в начале XX века.

По словам заведующей кафедрой истории музыки государственной консерватории Республики Узбекистан, профессора И. Галущенко, сама незаурядная личность ректора консерватории М. Ашрафи наполняла творческой атмосферой учебное здание и внушала его студентам, что будущее  стоит  за узбекской национальной музыкальной культурой. Современная молодая композиторская школа Узбекистана развивает традиции  музыкально-сценической драматургии, основанной Мухтаром Ашрафи и продолжает обогащаться концептуальным соединением  двух направлений в музыке - Востока и Запада.

Феруз Мухтарович на вечере "Две золотые ветви искусства" рассказал один уникальный эпизод из жизни отца. В 1966 году в ГАБТ имени  А. Навои приехал Арам Хачатурян, его большой друг по учёбе в Московской  государственной консерватории, чтобы лично принять участие в постановке балета "Спартак". На генеральной репетиции оркестром дирижировал М. Ашрафи. После репетиции М. Ашрафи поинтересовался мнением Хачатуряна, насколько ему и узбекскому оркестру удалось передать идею автора знаменитого балета. Арам Ильич широко улыбнулся и искренне признался, что лучше руководить оркестром он бы сам не смог. По воспоминаниям  Феруза Ашрафи, театр имени А. Навои строился во время второй мировой войны на глазах у его отца. Однажды композитор вступил в спор с не менее гениальным человеком в своём деле -  главным архитектором храма искусства, академиком А. Щусевым. Музыкант смог доказать зодчему, что в целях наилучшей акустики необходимо увеличить размеры оркестровой ямы, и тогда два ряда из партера убрали. И, конечно, он никогда не прощал оркестру фальшивых нот.

Мухтар Ашрафи умер 15 декабря 1975 года в Ташкенте.

В доме, где жил и работал Народный артист Мухтар Ашрафи был организован музей.

В июне 2012 года мемориальный дом-музей Мухтара Ашрафи в Ташкенте отметил своё тридцатилетие и столетний юбилей его бессменного хозяина. Он продолжает обогащать духовный мир подрастающего поколения и воспитывать у юношества глубокое уважение к национальным традициям, творческому наследию славных сынов узбекского народа, среди которых видное место занимает Мухтар Ашрафи.

Подготовил

Ёрмамат РУСТАМОВ.