Молчаливая культурная сокровищница

Самарканд - город, о котором знают во всем мире, им восхищаются туристы, сюда едут за вдохновением и историей. Но удивительно, что даже среди самаркандцев далеко не каждый знает об областном краеведческом музее, расположенном в центре города.
Такой вывод напрашивается, потому что практически каждому водителю такси или работнику служб доставки приходится давать дополнительные ориентиры. Про краеведческий музей не слышали, а ближайшие кафе и бутики знакомы всем.
Опрос, проведенный среди прохожих на улицах Самарканда, дал, к сожалению, ожидаемый результат: только один из десяти респондентов смог точно сказать, где находится музей и какие экспозиции там представлены. Остальные либо путались в названиях, либо вообще удивлялись наличию такого музея.
- Нет, не знаю и не слышал о таком музее, - говорит житель Самарканда Арсен. - Я хорошо знал Государственный музей истории и культуры Узбекистана, который находился около Регистана и был снесен. Здание было построено в 70-е годы. С тех пор тот музей был еще одной визиткой Самарканда. А теперь на его месте парк.
Причин низкого внимания к культурному учреждению со стороны жителей несколько. Одна из них - отсутствие привычки ходить в музеи. Ведь даже в школах краеведению уделяется все меньше внимания. Но основная причина, на мой взгляд, это изменившийся досуг: современные технологии вытесняют живое общение с историей, что и приводит к недооценке собственной культурной ценности.
- Думаю, если проводить агитационные и информационные кампании через соцсети или образовательные учреждения, мы, студенты, знали бы больше о таких заведениях, - считает студент СамГУ Элдор Хамдамов. – Понятно, что у музеев нет средств для широкой рекламы, но можно привлекать волонтеров и студентов к работе с посетителями, к различным исследованиям. А еще можно проводить музейные квесты, интерактивные игры с учащимися. И раз уж соцсети присутствуют в нашей жизни, музеи могли бы вести своего рода блог, и выкладывать туда не скучные экспонаты, а истории о нынешней и прошлой жизни города. Например, я где-то читал, что владельцем здания музея изначально был еврейский купец, и ему пришлось просто так отдать свой дом для того, чтобы сохранить его. Даты, имена не запомнились, но в память врезался тот факт, что он потом долгое время подходил к своему дому и плакал. Меня настолько это впечатлило, что я потом посетил музей. И действительно, стены, потолки комнат, а сейчас уже залов музея выполнены с учетом многих мелочей. Там даже печь старинная сохранилась. Такие истории цепляют.
Краеведческий музей - это зеркало нашего города. Чтобы строить будущее, нужно знать свое прошлое, а оно в нескольких шагах - на улице Абдурахмана Джами, за дверями музея.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.