Его жизнь, его реформы требуют отдельной статьи, мы же вернемся к его мавзолею. Здание мавзолея спроектировал сам Акбар, закончил строительство в 1613 году его сын Джахонгир.
Попали мы в мавзолей через ворота из красного песчаника с украшениями из белого мрамора. Всего ворот четыре, они установлены строго по сторонам света и украшены непревзойденной мозаикой. Но что интересно, попасть внутрь можно только лишь через южные ворота - Ворота Великолепия, остальные - имитация. У каждых ворот выстроен минарет из белого мрамора, выложены дорожки и каналы для оттока воды.
Мавзолей окружал громадный парк. Подойдя к воротам усыпальницы, я не смог пройти дальше - такого великолепия орнамента, узоров, буйства красок я еще не видел. Использование мрамора для Индии в начале XVII века было новым и необычным. А в этом мемориальном комплексе белый мрамор используется повсюду. Он четко контрастировал с черными, белыми узорами. Выше роста человека и на потолке была богатая мозаика из драгоценных и полудрагоценных камней. Все это было восхитительно, чарующе.
Внутри мавзолея, вызывая удивление, находился открытый двор, в центре которого возвышался символический саркофаг Акбара Великого, украшенный тончайшей арабской вязью. От этой красоты не хотелось уходить, но надо было дойти еще до мавзолея Хумаюна. Как оказалось, гробница Хумаюна расположена совсем близко от гостиницы, в которой я проживал.
Приблизившись к Дели, мы осмотрели Кутб Минор, железный столб, которые я как-то мимолетом просмотрел, занятый своими мыслями. И, наконец, мы вошли во двор усыпальницы Хумаюна. Как рассказал гид, после гибели Хумаюна его жена Хамида Бегум (Бега Бегум) решила построить для своего горячо любимого мужа гробницу на месте, где Хумаюн был похоронен (возле берега реки Ямуны в Дели). Сын Хумаюна и преемник Акбар предоставил матери необходимые средства на создание вечного монумента в память о покойном супруге. Строительство мавзолея было завершено в 1571 году. Его архитектором был перс Мирак Мирза Гияс.
Как и в предыдущих композициях, усыпальницу окружал геометрически строгий, зеленый Чар Баг. Сад разбит на основе иранской концепции чахарбага (четырехстороннего сада), усовершенствованного Бабуром (как тут не вспомнить сады Амира Темура и то, как сам Бабур и его наследники всю жизнь стремились вернуться в Самарканд). Бабур создал образцовый план идеального сада, геометрически правильного. Он стал стандартным для всех последующих строений имперских гробниц.
Гробница построена, в основном, из красного камня, что еще больше подчеркивает его красоту. Арки и карнизы богато украшены белым мрамором и черным сланцем, что очень впечатляет визуально. Но мне показалось, что мавзолей уступает гробнице Акбара в оформлении узорами и фигурами. Но если там много инкрустаций и вкраплений драгоценных камней, то здесь впечатляет богатство и колорит текстуры камня. Здесь впервые использованы двойные купола, применены мраморные перфорированные ширмы, по-индийски - джали.
В центре расположен восьмиугольный зал, поднимающийся на высоту двух этажей. Он окружен небольшими комнатками, тоже восьмиугольными. Могила императора Хумаюна размещена в позиции с севера на юг. Для входа открыта только южная сторона, так что мы входили со стороны, где находились ноги императора.
Как объяснил гид, первый мавзолей стал свидетелем заката династии Бабуридов в 1857 году. Последний император Бахадур II шах Зафар пришел сюда в поисках укрытия от англичан после поражения индийского восстания. Здесь были повешены англичанами трое его сыновей.
…Да, увиденное мной надо было осознать. Строительный материал, композиции мавзолеев, их убранство, мусульмане, индийцы, ислам и буддизм - все перемешалось. Это требует классификации, уяснение основных идей и принципов. Мне, конечно, надо еще почитать, сравнить, поразмышлять. Но одна мысль меня не оставляет. Если сравнить строения в Индии и Египте, то возводя громадные пирамиды, возвеличивая себя, египетские фараоны своими чудесами вызывают удивление. Тогда как в Индии все архитектурные памятники вызывают восхищение. Почему, потому что здесь мы видим возвеличивание такого святого чувства, как любовь - любовь к возлюбленной и возлюбленному, любовь к родителям. Человек становится иным, возвышенным, устремленным в будущее, гордым за все человечество, а не только за свой народ.
Азамат РАХИМОВ,
профессор СамМИ.