Об итогах банковского сектора области

Финансовая система считается стабильной, когда банки и другие кредитные организации способны предоставлять домохозяйствам и предпринимателям финансирование, необходимое для роста и участия в слаженно функционирующей экономике. В противном случае экономический шок может оказать неблагоприятное воздействие на экономику. Как обстоят дела с финансами в нашем регионе, рассказывает начальник главного управления Центрального банка по Самаркандской области Отабек АЗИМОВ.

- Отабек Исламович, насколько выросло доверие населения к безналичной форме оплаты?

- За последние годы в результате проведенной работы в платежной инфраструктуре страны заметно возросло доверие населения к банковским картам и иным инструментам безналичного расчета как к удобному средству платежа. К началу этого года количество пластиковых карт, эмитированных коммерческими банками региона, составило более 2 576 тыс., и этот показатель увеличился на 600 000 по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Но главным конкурентом платежных систем остаются наличные, которых все еще очень много, если смотреть на регулярные платежи. Статистика показывает, что по состоянию на 1 января этого года 71% от общего объема пенсионных выплат выплачивается по пластиковым картам, а это на 22% больше, чем на 1 января предыдущего года. Совокупные поступления по области составили 44 272,4 млрд. сумов из них 21% - терминальные поступления. Аналогичным образом выручка от торговли составила 21 280,8 млрд. сумов, из них 29% - терминальные. По сравнению с 2022 годом рост на 22%.

- В последнее время участились случаи сбоев в работе платежных систем. Почему так происходит и что делается для их предотвращения?

- Зачастую причинами сбоев являются незапланированные технические работы. В свою очередь, Центральным банком даны рекомендации принять необходимые меры для стабилизации ситуации, в особенности уделить внимание работе терминалов и банкоматов для обеспечения бесперебойного доступа картодержателей к своим средствам на картах.

Сколько транзакций производится в месяц или сутки, сказать не могу, потому что такая статистика не ведется по областям. Но в любом случае, негативного влияния держателям пластиковых карт сбои не оказывают, лишь временные неудобства. Как правило, любые сбои исправляются в максимально кратчайшие сроки.

- Что Вы скажете о работе банкоматов и терминалов?

- В целях создания большего удобства для пользователей банковских пластиковых карт количество банкоматов увеличено до 1 110, в прошлом году их было 936, из которых 58 установлены в отдаленных районах.

Несмотря на то, что процесс проходил сложно, на сегодняшний день все банкоматы «Хумо» и «Узкарт» взаимно интегрированы. В чем сложность? У Хумо много платежных операций социального значения, с которых не взимается комиссия. Но согласования были достигнуты, процесс полностью завершен.

За 2022 год с пластиковых карт граждан через банкоматы снято 9,615 млрд. сумов наличных денег, а за 2023 год эта сумма уже 14,779 млрд. сумов. Вместе с тем, к концу прошлого года субъектами предпринимательства установлено более 32,5 тысяч платежных терминалов. Физические лица получили возможность совершать бесконтактные платежи в точках продаж с использованием цифровых технологий, то есть NFC, HumoPay, QR-кодов. То есть цифровые технологии не стоят на месте и активно внедряются в жизнь.

- В ходе выездных приемов ответственных лиц очень много жалоб касается кредитов...

- Этот вопрос всегда стоит ребром. Там, где есть льготные кредиты, конечно же, будет склонность к их нецелевому использованию. А чтобы выдавать кредиты, необходимо обеспечить возврат средств.

На сегодняшний день остаток проблемных кредитов в регионе составляет 728 млрд. сумов, его доля в общем объеме кредитных депозитов составила 2,8%. Заметьте, на 1 января 2023 года она составляла 3,3%, достигнуто снижение на 0,5 пункта, а по республике 16,6 трлн. сумов или 3,5%.

Вопрос взыскания проблемных кредитов регулярно обсуждается на сессиях областного Кенгаша народных депутатов, утвержден соответствующий план-график работ. Так, в сотрудничестве с руководителями секторов, областной прокуратурой, городскими и районными хокимиятами, коммерческими банками, помощниками хокима и другими должностными лицами ликвидировано 423,2 млрд. сумов проблемных кредитов. Для взыскания оставшейся части принято решение усилить меры.

- А какие меры принимаются по исполнительской дисциплине сотрудников банка? Если, к примеру, по его вине нарушаются сроки выдачи кредитов или клиент вынужден не раз обращаться в офис.

- Для получения кредита граждане сначала должны обратиться в Центр государственных услуг для получения электронной цифровой подписи, затем подают заявку на получение кредита, которую получает помощник хокима. Необходимо получить достаточный балл по результатам автоматизированной оценки платежеспособности заемщика, которая называется “скоринг”. Эта система полностью автоматизирована и ее результаты не зависят от сотрудников банка или других сторонних факторов. Если баллов достаточно, помощник хокима лично изучает возможности, цели гражданина и дает банку свое заключение. Банк с гражданином онлайн подписывает договор. После этого приобретается продукция или оборудование, которое фотографирует помощник хокима, составляет акт о том, что гражданин удовлетворен приобретенной продукцией и только после этого со счета в банке списываются средства. Все вопросы решаются электронной цифровой подписью. Здесь важно никому не доверять свою ЭЦП и пароль. А если уж сотрудником банка допускаются какие-либо правонарушения, то это рассматривается по действующим законам Республики Узбекистан.

Также отмечу, что Центральный банк не имеет право вмешиваться в кадровую политику коммерческих банков. В каждом банке есть своя политика по повышению компетенции своих сотрудников. В целом, в банковской системе области сейчас занято 3,5 тысячи сотрудников. Нынешняя политика требует привлечение на работу молодых людей, возможно ими допускаются оплошности, но это, как я уже сказал, всецело относится к ответственности самих коммерческих банков. 

- Какие договоренности достигнуты в ходе недавней рабочей поездки в Китай нашей делегации, в том числе и вашего ведомства, с китайскими банками?

- По предварительным данным подписаны соглашения на 15 млрд. долларов, но цифра не итоговая. Если говорить о коммерческих банках, то Национальный банк уже активно сотрудничает в этом направлении. Например, кредиты на приобретение и установку оборудования могут получить совместные, а также отечественные компании, имеющие непрерывные торговые связи с любой китайской компанией.

В целом, китайские кредитные линии по сравнению с другими мягче и проще. В основном, предприниматели завозят оборудование именно из Китая, пока это государство остается самым привлекательным. Думаю, что в наших банках такие линии будут только увеличиваться, к тому же через них китайские предприниматели вносят и инвестиции, а это выгодно обеим сторонам.

- Что предпринимается у нас по приватизации банковского сектора?

- Президентом страны даны четкие указания по приватизации государственных банков. По данному направлению принимаются меры. Самое главное в процессе приватизации - это подготовка банков к трансформации, а это, в первую очередь, решить вопрос с проблемными кредитами. Но нужно сказать, что на затягивание процесса приватизации влияет не готовность банков, а международная финансовая напряженность.

Я считаю, что приватизация выгодна как для клиентов, так и для самих банков. Например, в деятельности не будет административных вмешательств, вся работа будет направлена на увеличение доходов. Возьмем ту же кадровую политику, банки будут очень ответственно подходить к своей деятельности. Заработная плата станет зависеть от комиссии при обналичивании денег в банкоматах. То есть они будут заинтересованы в прибыли, а значит, в удобстве клиентов. Кстати отмечу, что ни один из коммерческих банков нашей области не завершил год с убытками, а только с прибылью. А такая ситуация не во всех областях.

- С какими вопросами и проблемами физические и юридические лица обращаются непосредственно в ваше ведомство?

- За прошлый год в головной офис поступило 919 обращений по вопросам региональной банковской системы. Из них 260 (28%) были связаны с выдачей банковских кредитов, 80 (9%) - выплатами по кредиту, а остальные 579 (63%) - вопросы с пластиковыми картами, работой терминалов, получения зарплаты, депозитных и пенсионных денег, а также предложения, связанные с деятельностью и услугами коммерческих банков, и другие. Ни одно обращение не остается без внимания и решается в требуемом порядке.

Анализ показывает, что обращения, поступившие от граждан и субъектов предпринимательства, сократились на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Беседовала Юлдуз ХАЙДАРОВА.

Для справки

На сегодняшний день в банковской структуре Самаркандской области ведут деятельность 24 филиала 23 банков, Центр банковских услуг крупнейших банков, таких как «Зираат Банк» Турции и «Тенге Банк» Казахстана, 138 центров банковского обслуживания, семь минибанков, 27 специализированных касс, 202 пункта обмена валют, 166 пунктов международных денежных переводов и три небанковские кредитные организации.