О взаимозависимости экономической и образовательной систем
Развитие сферы образования, как и любой другой социальной сферы, зависит оттого, насколько эффективно организована экономическая деятельность. И 2023 год, названный «Годом заботы о человеке и качественного образования», наглядно продемонстрировал эту взаимозависимость.
В течение года построено около ста новых, реконструированы и отремонтированы тысячи функционирующих школ, усовершенствована система материального поощрения учителей. Внедрена система, согласно которой школы с так называемым невысоким качеством образования могут приглашать на работу учителей из соседних областей или районов, имеющих высшую и первую категории. При этом им предоставляется надбавка в размере соответственно 100 и 50 процентов. Кроме того, им выделяется субсидия для оплаты арендуемого жилья.
Реформа образования проявилась также во внедрении новой системы оценки знаний учащихся 5-11 классов, в предоставлении ученикам 10 классов выбора учебных предметов по их интересам, внедрении в ряде школ второго иностранного языка. Примечательно то, что практика деления административных единиц - городов и районов - на категории распространена и на общеобразовательные учреждения.
Вместе с тем, нельзя сказать, что предпринятые, казалось бы, широкомасштабные меры привели к качественным изменениям в сфере образования. Это показали как итоги приема абитуриентов в бакалавриат, так и итоги оценки знаний школьников до 15 лет, организованной в 2022 году экспертами международной оценочной системы PISA. Одной из важных и серьезных причин таких показателей, на мой взгляд, является то, что к проведению занятий допущена студенческая молодежь, в том числе вечерних и заочных форм обучения. Такие же проблемы могут возникнуть при оценке знаний старшеклассников по системе STEAM из-за нерационального составления учебных планов, касающихся таких предметов, как физика и математика. Когда эти предметы будут находиться в правильной пропорции, тогда появится возможность для отбора талантливых школьников с техническими наклонностями, подготовлена почва для воспитания новой плеяды отечественных инженеров.
Бюджет и школы
Государственный бюджет наполняется дополнительными доходами настолько, насколько высока рентабельность промышленного производства, результативность аграрной сферы и сферы услуг. От этого зависит также возможность обуздания инфляционных процессов. Ведь чем выше уровень инфляции, тем дороже обходится строительство и ремонт школ, их оснащение компьютерной техникой, учебно-лабораторным оборудованием, тем больше средств потребуется для индексации заработной платы государственных служащих.
В свою очередь, эффективная экономическая деятельность невозможна без участия в производственном процессе квалифицированных кадров, в качестве фундаментальной основы подготовки которых выступает общеобразовательная школа. Сложилась такая практика, что вузы, заинтересованные в росте денежных поступлений от контрактников готовы принять любых выпускников, независимо от уровня их знаний. В результате возрастает вероятность подготовки низкокачественных специалистов и все потому, что абитуриенты не прошли соответствующую подготовку в стенах общеобразовательных учреждений. Поэтому говоря о качественном образовании, в первую очередь, речь должна идти именно о школах, - о состоянии их материально-технической базы, их благоустройстве, оснащении учебно-лабораторным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии, о предоставлении возможности организовать практические занятия на предприятиях. Особого внимания заслуживает качественный состав учителей, условия, создаваемые для повышения ими своей квалификации и переподготовки для освоения новых педагогических профессий.
Стратегией развития Узбекистана до 2030 года предусмотрено доведение годового объема ВВП на душу населения до 4 000 долларов. Когда эта цель будет достигнута, наша страна сможет войти в ряд стран со средним уровнем дохода. Последние шесть лет ежегодный прирост ВВП не превышал 5,5 процента. А для достижения указанной цели, как показывают расчеты, начиная с 2024 года темпы роста должны быть не менее 8,5-9 процентов.
Трудно сказать, готова ли к такому скачкообразному росту экономика страны в наступающем году, но из Государственного бюджета сфере образования на следующий год намечается выделить 46 триллионов сумов, что более чем в полтора раза или на 16 триллионов больше выделенного в 2023 году. Хотелось бы верить, что от такого решения не пострадают другие отрасли социальной сферы и инвестиционная деятельность. Ведь параметры бюджета, как и в прежние годы, сформированы с дефицитом в три и более процента от ВВП. А пока наблюдаются скромные результаты.
Как показывают итоги 9 месяцев 2023 года, наиболее высокими темпами растут объемы сферы услуг, а прирост производства промышленной продукции и сельского хозяйства составил соответственно 5,8 и 4,1 процента. На недавнем видеоселекторном совещании, прошедшем под руководством Президента страны, отмечено, что достигнутые темпы роста будут сохранены и по итогам года.
Что помешает развитию?
В преддверии нового года вполне закономерен вопрос, какие сложности могут возникнуть в экономической деятельности предстоящего периода и будут отрицательным образом влиять на развитие и ускорение производства, на обуздание инфляционных процессов? На мой взгляд, они следующие:
во-первых, в составе себестоимости продукции возрастет доля затрат на приобретение энергетических ресурсов;
во-вторых, дополнительной нагрузкой на предпринимательскую деятельность лягут возрастающие расходы на обслуживание внешнего долга;
в-третьих, острая нехватка водных ресурсов может помешать повторению достигнутых успехов в аграрной сфере, привести к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности в сфере животноводства и рыбоводства;
в-четвертых, вышеназванные проблемы не позволят хотя бы частично преодолеть отрицательное сальдо во внешнеторговой деятельности;
в-пятых, продолжится тенденция сокращения денежных переводов со стороны трудовых мигрантов, вследствие чего произойдет дальнейшее снижение уровня покупательской способности населения, сужение емкости внутреннего рынка в особенности касательно товаров легкой промышленности, легковых автомобилей и жилья.
В связи с этим предстоит в оперативном порядке решить достаточно сложные задачи, направленные на нивелирование вышеназванных преград, создание условий для сохранения достигнутых макроэкономических показателей.
Наиболее эффективными и, вместе с тем, малозатратными являются меры по формированию у населения страны экономического сознания и мышления, основу которых составляют бережливое отношение к тем или иным ресурсам, воспитание потребительской культуры. Расчеты показывают, что если каждый житель страны станет потреблять меньше хлеба и мучнистых изделий хотя бы на 10 процентов, это равноценно высвобождению поливных земель площадью 120-150 тысяч гектаров. Размещение на этих землях фруктовых садов и виноградников создаст условия для того, чтобы добиться ежегодного прироста продукции растениеводства на 1-1,2 миллиарда долларов. При необходимости можно сделать конкретные расчеты достижения экономической эффективности при отказе от использования чистой питьевой воды для мойки автомобилей, полива огородов. Например, отказ от необоснованного и чрезмерного использования химических минеральных удобрений при выращивании картофеля и овощей, создаст условия для экономии денежных средств населения и государственного бюджета, ныне направляемых на лечение аллергических заболеваний, болезней системы пищеварения и даже нервной системы.
Расточительство, которое проявляется при проведении свадебных и ритуальных мероприятий, равноценно потере нескольких миллиардов долларов, которые могли бы послужить источником для инвестиций и создания десятков тысяч новых рабочих мест.
Что делать?
Что нужно предпринять для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с культурой потребления, нерационального питания, расточительства в отношении ограниченных материальных ресурсов?
Начать с того, чтобы уроки основ экономических знаний в средних школах проводились хотя бы два часа в неделю, а не час в две недели, как предусмотрено действующей учебной программой. Нужно вернуть занятия по экономической теории в программы обучения студентов технических вузов, в особенности в сфере информационных технологий. Представьте себе, как не владеющий основами экономических знаний выпускник университета информационных технологий, раздает банковские кредиты, обрабатывает статистические данные, занимается налоговым администрированием. Они обучены тому, чтобы составлять таблицы, диаграммы, а это пустое занятие, если нет навыков для аналитической работы. Отсюда появляются и безнадежные кредиты, и несвоевременный возврат денег в кассы банков, искажение статистических данных, сверхнормативный рост дебиторской и кредиторской задолженности.
В качестве заключения хотелось бы отметить, что в условиях ограниченности финансовых, в особенности инвестиционных ресурсов, наиболее приемлемым и оптимальным решением для ускорения темпов роста экономики страны является воспитание у широких слоев населения экономического сознания и экономического восприятия окружающего мира. Воистину правы были джадиды, которые считали главным средством для выживания и процветания нации просвещение и только просвещение.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.