О литературном рабстве, воспитании и не только…
Многие дети, любящие читать книги, открывать мир во всем его многообразии, во всей его радости и печали, начинают вести дневники и писать стихи, прозу. Это своеобразный способ переварить получаемую информацию, испытываемые эмоции во время познания, размышления. Такие стихи редко удаются, если ты, конечно, не Александр Сергеевич Пушкин или Марина Ивановна Цветаева. Сложно говорить здесь и о крупном прозаическом произведении – романе.
Я сама никому и никогда в жизни не покажу свои первые стихи, написанные в школе, - это просто дурно рифмованные мысли, довольно наивные. Не покажу, а тем более не опубликую. Это личное, и они милы мне просто как память о годах юности, этапе взросления. И слава Богу, мои родители были благоразумны, что довольно спокойно отнеслись к детскому графоманству и не носились с моими виршами ни по редакциям, ни по разным литклубам и комитетам, мол, смотрите, какой талант пропадает и ждет, когда вы ему все хором будете аплодировать. Возможно, потому, что мама сама уважает поэзию и чувствует ее. А возможно, сказывалась профессия, ведь несколько лет она работала корректором в разных редакциях и понимала, как это выглядит со стороны.
Вот пришел очередной "гений" и требует (именно требует), чтобы его признала таковым не только семья и друзья, но и широченная общественность. А там, в строчках, грамматические ошибки, фразы, которые ты слышал миллион раз в каких-то песенках, набор алогичных мыслей и образов ради лубочной красоты. После отказа в публикации автор, бывало, оставлял на память или в назидание потомкам свои творения, что, скажу, совершенно зря, ибо в редакции начиналось веселье. Все это с пафосом читалось вслух, делались ударение и пауза на очевидной нелепости, и, конечно, собирало бурные аплодисменты слушателей, державшихся за трясущиеся от смеха животы. Да, это была своеобразная месть за потраченные часы убеждения гордого и самоуверенного творца, что его стихи никак не для печати в газете.
Сейчас, казалось бы, все с этим просто - есть интернет-сайты и социальные сети. Хочешь славы и признания, пожалуйста, выставляй свой или близкого человека талант, набирая лайки, гифки и пр. Обязательно найдутся поклонники абсолютно на всё представленное - от стишков до танцевальной трясучки. Порой сетевое сообщество действительно открывает миру одаренную личность, например, Славу Сэ. Но у нас в обществе по-прежнему не все так однозначно.
У нас есть госпремии для одаренной молодежи, дающие льготы во время поступления в вузы, денежное вознаграждение, ценные подарки. Поэтому заполучить ее хотят многие и всеми доступными и малодоступными способами. Особенно преуспевают в этом, конечно, родители. Желая детям «добра» и прекрасного будущего, они отравляют просьбами, требованиями и угрозами настоящее людям, которые хоть как-то могут способствовать получению той или иной премии. И здесь редакция с ее коллективом нередко становится тем самым форпостом, который призван как бы вести своеобразный отсев. Это если, конечно, сама редакция состоит из грамотных и профессиональных сотрудников, горящих сердцем и душой за литературу, филологическую чистоту. А то ведь бывает и наоборот: не разглядят в робком юноше или девушке будущих Навои и Зульфию.
К указанным негативным нюансам можно отнести и иждивенческий подход к самому творческому процессу. Речь идет о литературном рабстве, когда в редакцию приносятся стихи или прозы, которые таковыми можно назвать с очень большой натяжкой, и вполне серьезно ожидается от сотрудников помощь в подготовке сего к публикации. Причем, если б это было только исправление стилистических и грамматических ошибок, что действительно является функцией редакторов и корректоров. Увы, нет! Бесцеремонно дается бессвязный лепет либо грубо набросанная тема, а редактор, оказывается, обязан из этого «сырья» сам (!) написать поэму или роман. Причем, конечно, автором будет значиться «заказчик».
Да, к сожалению, подобное широко практикуется в литературных кругах за неплохие деньги. Как правило, рабов от литературы привлекают «звезды» политики и эстрады, решившие заявить о себе как о писателе, выпустив роман или автобиографию. Услугами писателей-призраков пользуются издательства, приглашая их работать на известный литературный бренд. Безусловно, это – назовем своими именами - обман аудитории, обман, который стал бизнесом, источником выживания для одаренных людей, согласных на безвестность. Но требовать подобного «рабства» от сотрудника редакции газеты, угрожая жалобами наверх, - это, согласитесь, чересчур. Думаю, смешно и глупо навязывать творческий процесс кому-либо, безнравственно приписывать себе чужое авторство и получать лавры, тем более веет подлостью, когда в подобное втягивается подрастающее поколение с подачи их родителей.
Анастасия ПАВЛЕНКО.