О киберспорте из первых уст

18 июня закончился отбор киберспортивных команд для участия в уникальном для нашего края турнире по компьютерной игре Valorant, который проводится по инициативе киберспортивной команды Valkyrie и университета Sambhram в Джизаке.

Киберспорт – уже устоявшееся в современном мире явление, обычные игровые сессии уже вышли за пределы простого вечернего времяпрепровождения за компьютером и стали возможностью обрести славу на международной арене, среди таких же геймеров. В Узбекистане это течение совершенно новое, тропинки не протоптаны, а молодые люди, которые грезят стать киберспортсменами воспринимаются несерьезно.

Редакция «Самаркандского вестника» взяла интервью у представителя первой в Узбекистане киберспортивной команды ArcRed, профессионального киберспортсмена и стримера – Даниила ВЕРКЛОВА, развеяв некоторые мифы по поводу киберспорта.

- Сначала о самом мероприятии. Как оцениваете этот турнир?

– Сразу скажу, что турнир является самым большим по данной дисциплине, который проводился у нас. Между прочим, узбекистанскому киберспорту в этом году исполняется 20 лет! У данного турнира есть особенности, которые я вижу впервые за свою уже не такую маленькую карьеру в сфере игровых мероприятий. Например, призовой фонд, который распределяется на восемь мест (обычно призовые получают только три лучшие команды по итогам турнира), а также необычный дополнительный приз за первое место - тур на шесть человек в Египет.

- Важен ли киберспорт и стоит ли его развивать дальше?

- Сложный вопрос, но я постараюсь ответить. Большинство людей, к сожалению, до сих пор воспринимает киберспорт как просто “игрульки” и не более. На самом деле, киберспорт ни в чем не уступает спорту обычному, в нем тоже тяжело добиться по-настоящему хороших результатов, а оттачивание мастерства в дисциплине может занять целые года и десятилетия. Киберспорт - это способ реализовать себя, если есть определенные задатки, а еще возможность с малых лет заработать деньги, участвуя в региональных квалификациях и сборах, показывая хорошую игру и результаты, а впоследствии выходить и на международный уровень. На мой взгляд, развивая и популяризируя киберспорт возможно развивать и туризм, благодаря проведению больших турниров, на которые прилетают по несколько тысяч фанатов. И они не просто прилетят, но и захотят осмотреться вокруг, посетить достопримечательности. Это само-собой приведет к большим доходам для отраслей туризма. Сегодня развитие киберспорта в Узбекистане идет медленно, но верно. Организуются турниры для всех возрастов, планируется внедрение обучения по киберспорту в школах и университетах. Все это развивается по инициативе Президента и согласно постановлению о дополнительных мерах по развитию и широкой популяризации киберспорта. Существование подобных постановлений показывает, что Узбекистан готов идти в ногу со временем.

- А что развивает в молодежи электронный спорт?

- Подростки интересуются данными играми по тем же принципам, что и наши родители интересовались традиционным спортом. Это один из способов развлечения, в котором можно посоревноваться со сверстниками и провести время с удовольствием. В киберспорте также имеется большое количество самых разнообразных дисциплин, каждая из которых требует от игрока определенных качеств. Например, такая игра, как DOTA, проверяет игрока на стратегическое мышление, а Valorant потребует скорости реакции. А вообще продвинутая в киберспорте молодежь видит, что звезды киберспортивной сцены имеют большую аудиторию, хорошие зарплаты и призовые, безусловно, все это выливается в большую мотивацию развивать себя в этом направлении.

- Киберспорт подразумевает высокую скорость Интернета, которой у нас нельзя похвастаться. Какие еще проблемы мешают развиваться киберспорту?

- Конечно, в нашей стране киберспорт сталкивается с рядом проблем, которые затрудняют его развитие, например, недостаток инфраструктуры, качественного Интернет-соединения и площадок для проведения мероприятий. Всё это попросту необходимо для качественной тренировки и участия в онлайн либо оффлайн турнирах. Также киберспорт не имеет широкого общественного признания и уважения, так как многие считают его просто развлечением или даже вредной зависимостью. Несмотря на эти трудности, киберспорт в Узбекистане продолжает развиваться и демонстрировать свой потенциал. В последние годы появились новые киберспортивные организации, такие как ArcRed, которые инвестируют в своих игроков, обеспечивая им тренировочную базу, зарплату и медиа-поддержку. Также появились новые дисциплины и платформы для киберспорта, такие как мобильные игры PUBG и Free Fire. Кроме того, узбекские геймеры показывают хорошие результаты на региональном и мировом уровне, выигрывая призы и награды на различных турнирах. В целом, так как наша страна на 60 процентов состоит из молодежи, то киберспорт в Узбекистане имеет большое будущее, если он получит необходимую поддержку и признание от государства, общества и бизнеса.

- И есть для этого реальный потенциал, помимо количества молодых людей в стране?

- Повторюсь, Узбекистан уже успел зарекомендовать себя на международной арене, несмотря на то, что киберспорт в нашей стране относительно молод. К примеру, наша организация ArcRed, состав который выступает в дисциплине CS:GO, после последних результатов стал 64-ой командой мира по мнению авторитетного киберспортивного портала HLTV.org. Наши киберспортсмены участвуют в различных соревнованиях. В этом году, например, мы приглашены на международные Азиатские игры, которые пройдут с 23 сентября по 8 октября в Ханчжоу (Китай). Конечно же, взглядом пресыщенного обывателя, можно сказать, что относительно других государств мы отстаем, но, смею вас заверить, мы делаем все возможное, чтобы это отставание сократить. Нас уже замечают, наши игроки входят в составы крупнейших международных команд по всему миру, а соотечественники все чаще поднимают флаг Узбекистана на больших киберспортивных мероприятиях. Так что полноценный выход Узбекистана в инфополе мирового электронного спорта это всего лишь вопрос времени.

Записал Евгений ОДИНЦОВ.