О доходах и расходах населения

Согласно официальной статистике, объем инвестиций в основной капитал в 2022 году по сравнению с 2016 годом практически удвоился, а ВВП как рос на 4,5- 5 процентов, так и растет.  Рост этого валового показателя, без дополнения показателей экономической эффективности, ни о чем не говорит. Мы так и не стали свидетелями того, что его годовой прирост, например, на один процент, приводит к росту новых рабочих мест, доходов государственного бюджета или к повышению благосостояния людей. Реально можно констатировать только одно - с каждым годом нарастает бремя внешнего долга.

Сальдо внешнеторгового оборота, которое было нулевым в 2016 году, стало отрицательным, и в 2022 году достигает 10 миллиардов долларов США. Высока вероятность того, что дальнейшее нарастание этого показателя будет происходить за счет вынужденного роста объемов импорта энергоносителей.

Согласно данным Государственного налогового комитета республики, из 19 миллионов трудоспособного и 15 миллионов экономически активного населения, только 6 миллионов охвачено организованным сектором экономики. Поэтому работники, чья месячная заработная плата не превышает 700 тысяч сумов, наравне с остальными платят 12-процентный подоходный налог.

Инфляция не опускается ниже 15 процентов, соответственно, растет удельный вес населения, находящегося за чертой бедности. Попытки через внесение семей в различные тетради, оказание материальной поддержки по мере возможностей государственного бюджета, ситуацию в лучшую сторону не изменили. Несомненно, последствия пандемии привели к ее дальнейшему ухудшению.

С каждым годом происходит сужение емкости внутреннего рынка, в частности рынков таких трудоемких сфер как жилье, непродовольственные товары и услуги. Попытки приукрасить ситуацию, выдавая желаемое за действительное, ни к чему хорошему не приводят.

А вся причина здесь в опережающем росте цен на продовольствие. Игнорирование научного подхода к осуществлению реформ в аграрной сфере, в частности маркетинговых исследований, привело к хаотичному процессу опережающего роста цен на продукты питания. При сформировавшихся ценах суточное питание (отнюдь не рациональное) на одного человека обходится минимум в 20 тысяч сумов, соответственно этому 75 процентов своих доходов население тратит на эти цели.

Примерно 12 процентов доходов направляется на оплату коммунальных, транспортных и иных услуг, остальные - на строительство и ремонт жилья и приобретение непродовольственных товаров. В расчете на каждого жителя страны среднегодовой доход едва достигает 900 долларов.

Разрыв в доходах между социально-уязвимыми и благополучными семьями имеет семикратную разницу. У 15-20 процентов семей доходов едва хватает на пропитание и оплату коммунальных услуг. Примерно две трети доходов формируются за счет внутренних источников (заработная плата, пенсии, дивиденды, доходы от реализации сельскохозяйственной продукции) и одна треть за счет денежных переводов трудовых мигрантов. Надежность последнего источника с каждым годом иссякает, что вызывает острую необходимость разработки принципиально иной, а именно научно обоснованной комплексной программы обеспечения занятости населения. Иностранцы, прежде чем приступить к внедрению инвестиций, непременно оценивает емкость рынка, основу которой составляет платежеспособность населения, к такой же методике разработки инвестиционных проектов должны перейти и мы.  

Сужение емкости внутреннего рынка, если не будут приняты кардинальные меры, продолжится и в дальнейшем, приведя к сложным проблемам не только с занятостью населения, но и с осуществлением экономической деятельности в целом. Возникает резонный вопрос: в чем причина возникновения той ситуации, которая обрисована выше?

За годы, прошедшие с момента объявления независимости, в Узбекистане по субъективным причинам так и не сделана попытка определить показатели, которые в полной мере раскрывают картину с динамикой социального-экономического развития страны в целом и с благосостоянием населения, в частности. Причина здесь в продолжающейся до сих пор неопределенности с моделью развития - плановой, рыночной, смешанной.

Высокие показатели прироста населения вкупе с осложнением международных отношений не оставляет места для продолжения традиционных подходов, вызывая необходимость внесения в них коренных изменений. Экономическая теория и международная практика показывают, что каждая отдельно взятая страна, в зависимости от присущих ей отличительных особенностей, из множества наработанных мировым сообществом критериев оценки, выбирает подходящие для себя макроэкономические показатели.

Здесь следует отметить следующее. Практика последних шести лет показала, что показатель ВВП, который муссируется зарубежными экспертами и традиционно служил критерием оценки положения дел в стране, в этом качестве не оправдал себя и на новом этапе реформ. Консультанты так и не удосужились дать советы о необходимости нацелить статистическую деятельность на объективную оценку данного показателя. Например, за год мы, согласно статистике, производим около 10 миллионов тонн овощей, хотя для рационального питания достаточно 4 миллионов тонн. Куда деваются остальные овощи при экспорте полумиллиона тонн, знает только руководство Госкомстата. То же самое с пшеницей, картофелем, мясом, молоком. 

Признав ситуацию такой, как она обрисована выше, менеджмент высшего звена нашей страны будет вынужден приступить к поиску путей по выходу из сложившейся непростой ситуации.

Предлагаю в качестве первого шага перейти к оценке макроэкономической деятельности на основе показателей о доходах и расходах населения. Перспектива с ее развитием будет наглядной, если дополнить среднесрочный целевой показатель доведения ВВП на душу населения до 2600 долларов показателем о доведении среднедушевых доходах населения до 1500 долларов. Достижению такой благородной цели будут способствовать децентрализация, активное применение в управленческой деятельности метода исключения и балансового метода.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.