О былых годах

Решив навестить давнего друга Комиля Рахимбердыева - смотрителя музея И. Каримова, прихватил с собой гостинцы, в основном собственного производства и направился в его дом. Неторопливо идя по Ташкентской улице, где прошло мое детство, я вспомнил, как мальчишками после уроков играли в футбол, мечтали о будущем и даже представить не могли, что один из наших товарищей станет Первым Президентом Узбекистана.

Комиль, как и в былые годы, встретил меня с улыбкой. Усадив за дастархан, стал расспрашивать о здоровье, детях, внуках и общих знакомых. Постепенно разговор перешел в воспоминания о нашей юности, мечтах, небольших инцидентах, в которые попадали мы и наши друзья.   

Отхлебнув из пиалы горячего чая, мой собеседник стал рассказывать историю, услышанную от своей матери. Надо отметить, что его родители - Болташукур и Абдунасыр Рахимбердыевы – воспитали семерых сыновей и троих дочерей. И это в трудные послевоенные годы, когда всем приходилось туго. Люди крутились, как могли: обменивали вещи на еду, покупали и продавали, стояли в очередях. Большие очереди были не только за хлебом, но и за керосином, сахаром, мукой, хлопковым маслом и другим. Это отнимало не только силы, но и время, которое можно было бы использовать с пользой.

И вот однажды Санобар-ая (мама Ислама) обратилась к соседке с предложением сходить на базар и закупить побольше пшеницы с тем, чтобы в дальнейшем перемолоть ее на мельнице в муку и крупу. По ее словам, так получится дешевле, да и пшеницу можно будет выбрать отдельно для крупы и для выпечки лепешек.

«Я возьму с собой Ислама, он мой главный помощник по дому, а вы Болташукур, возьмите с собой Акрама. Я заметила, что он во всем вам помогает, к тому же вместе им будет веселее. Если согласны, то послезавтра сходим на базар, в этот день бывает много дехкан, привозящих зерно из дальних районов, попробуем поторговаться, глядишь, и выйдет, как задумали», - Комиль привел слова Санобар-ая.

- Ислам был не самым младшим в семье Каримовых. Его младший брат Хуршед получил травму позвоночника и не мог выполнять тяжелую работу, - пояснил он.

И вот, воскресным утром женщины вместе с сыновьями, Исламом и Акрамом, пришли на Сиабский рынок, возраст которого насчитывает более 3000 лет. На базар, расположенный у стен Биби-ханым, дехкане привозили выращенную ими сельхозпродукцию со всех районов области. Лучшую пшеницу привозили из Галляаральского района, который до декабря 1973 года входил в состав Самаркандской области.

Соседки долго обходили ряды, где торговали пшеницей, выбирали менее загрязненную сорняками, приценивались и, наконец, ударив по рукам, купили два мешка зерна, малую часть которой несли женщины, а остальную - Ислам и Акрам. Принеся зерно домой, поделили поровну по 30 кг каждой.

На следующий день, едва рассвело, соседки вместе с сыновьями отправились в путь, неся в мешках перебранную и очищенную пшеницу. Пройдя вдоль стен Биби-ханым, вышли на Ташкентскую улицу, по которой шли лошади и ослы, груженные ящиками с виноградом, помидорами, огурцами... Пройдя мимо Сиабского рынка, который в то время работал ежедневно, и перекрестка, с одной стороны которого находились мечеть Хазрат Хизр и стекольный завод, где изготавливались керосиновые лампы и другой ширпотреб, направились к мельнице.

 Пройдя мимо кладбища, повернули направо и сразу же прибавили шаг, поскольку дорога вела вниз, к мельнице, расположенной на берегу полноводной в те годы реке Обимашат. Извиваясь как огромная змея и размывая берега, она пополнялась водами многочисленных родников, мчалась навстречу Сиабу, где смешивалась с ее прозрачными водами. На пути ее течения было три более значимых водопада. Несмотря на то, что самым высоким был водопад, находящийся на территории фабрики Худжум, мельница была построена выше по течению. Здесь   вода стекала по желобу, пробиваясь сквозь них, создавала множество мини водопадов, под которыми в те годы любили стоять все - и взрослые и дети.

С тех пор утекло много воды. На месте водопада теперь сухая земля, река пробила себе новый путь, выше по течению. Еще каких-то 20 лет  назад можно было прогуляться по развалинам бывшей мельницы, где водопад крутил жернова и множество людей с торбами и мешками, наполненными мукой и зерном, сновали от арбы к жерновам и обратно.

Да и Обимашат в настоящее время это уже не река, а сточная канава. А ведь на его берегах еще три десятилетия назад люди отдыхали семьями, купались в его холодных водах, ловили усача, маринку, пескарей, сазанчиков и других. То же самое можно сказать и про Сиаб, на берегах которого вместо боярышника, вербы, орешен, тутовников и других деревьев ныне построены дома, канализационные стоки от которых сливаются в реку, а ведь несколько десятилетий назад мы без опаски пили воду из этой реки.

 Комиль тем временем продолжал. На мельнице прибывших с сыновьями женщин встретил запачканный мукой мельник, который спросил: «Хорошо прочистили, камушков нет, а то, знаете ли, приносят неочищенную, а потом жалуются, что с песком». Не успели женщины ответить, как мельник махнул рукой в их сторону и произнес: «Ну да ладно, вижу у вас с этим все в порядке».

Гостеприимный мельник принес откуда-то палас, расстелил дастархан (скатерть), в котором была завернута лепешка, немного спустя на нем появился и чайник. Мельница находилась в живописном месте. Однако шум воды и жерновов заглушал разговор, поэтому отломив по кусочку лепешки и попив по пиале чая, им пришлось отойти подальше к растущим неподалеку деревьям, где женщины продолжили свой разговор. Ислам и Акрам в это время купались, наслаждались струями ниспадающих с водопада, а затем замерзнув, бежали к песчаным холмикам чтоб согреться и немного позагорать, между дело понаблюдать за полетами бархатно-пурпурных и изумрудных стрекоз, бабочек различных оттенков. Неподалеку на вершине холма они заметили суслика, который стоял на задних лапках и мотая из стороны в сторону головой, посвистывал.

Ислам воскликнул: «Смотри, смотри, Акрам, суслик». Акрам с восторгом отметил, что впервые видит этого зверька. Тогда Ислам вспомнил своего одноклассника Женю Рассохина, который вместе со своим младшим братом Валерой ловили сусликов, а затем сдавал снятые с них шкуры по 20 копеек в потребкооперацию.

Время пролетело незаметно. Мельник выдал муку, вычтя свою долю за помол. С каждых 10 кг он минусовал по 2 кг.

Вернувшись домой, Санобар-ая и Болташукур занялись приготовлением лепешек. И вот, спустя некоторое время, ловкие руки Санобар-ая вынимали из тандыра горячий хлеб и клали их на дастархан. Красивые и вкусно пахнущие лепешки говорили о том, что они не прогадали, купив пшеницу у дехканина из Галляарала.

Две лепешки Ислам отнес Ивану Алексеевичу Колисниченко - ветерану Отечественной войны, «потерявшему» ногу в одном из боев. Ветеран, будучи учителем, часто оставался ночевать в школе, в комнате авиамодельного кружка, поскольку ему было сложно добираться из дома, находящегося в другой части города. Каждую осень Ислам вместе с другими членами авиамодельного кружка, которым руководил Иван Алексеевич, участвовал в сборе камыша на речке Карасу, используемого в изготовлении моделей самолетов…

Рафаэль ХУСНУТДИНОВ.