Новый шаг в изучении наследия бухарских евреев

В мае текущего года в Еврейском музее и центре толерантности в Москве прошла презентация книги «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре». Благодаря этому событию и её освещению в прессе широкая общественность была информирована о выходе в свет эксклюзивного исследования, значительно расширяющего достигнутые ранее пределы историко-этнологических, религиоведческих знаний о богатейшем культурном наследии бухарских евреев. Появление этой новости в информационном пространстве породило небывалый интерес к книге не только в российском, но и в интеллектуальной среде узбекистанцев, поддерживающих тесные связи с недавними соотечественниками из бухарско-еврейской общины, проживающими ныне в Израиле, США и других странах мира. Благожелательный интерес узбекистанцев к достижениям наших земляков в различных сферах проистекает, помимо прочего, из благодарной памяти узбеков о существенном вкладе лучших представителей этого народа в развитие образования, науки, искусства, здравоохранения Узбекистана.

Книга «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» была издана в конце 2020 года в России. Она родилась как итог кропотливой работы высокопрофессиональных исследователей разных направлений гуманитарного знания: культурологов, этнографов, искусствоведов, филологов, специалистов в области истории и теории музыки, историков архитектуры и краеведов.

В заглавие сборника вынесено имя Елены Людвиговны Коровай (1901-1974) – художника с неповторимым собственным видением окружающего мира и его средоточия – человека, с новаторским подходом к изобразительным средствам проникновения в скрытый рутиной обыденности мир его переживаний, радостей и страстей.  

Многие ли из нас, её соотечественников, знают что-либо о творчестве Е. Коровай, составляющем так же, как и творчество её сподвижников по Самарканду Фалька и Фаворского, уникальную часть русского авангарда? О том, что многие из своих лучших живописных работ она написала за 20 лет жизни в Узбекистане, кропотливо подбирая красочные модели на старогородских улочках и гузарах Самарканда, в колоритных фигурах обитателей бухарско-еврейского квартала, в их традициях и образе жизни? Не лишаем ли мы себя чудесным образом доставшейся нам культурной прерогативы, не особо стараясь вникнуть в значение того, что имеем в наших культурных запасниках и чем нужно дорожить? В частности, что расположенный на севере нашей страны, в Каракалпакстане Нукусский музей им. И. Савицкого выполнил и выполняет неоценимо высокую миссию мирового культурного значения, собирая и выводя из тени забвенья коллекцию произведений этих на долгие десятилетия забытых и невостребованных художников?

Вчитываясь страница за страницей в содержание этого многопланового исследования, в очередной раз убеждаешься, что культурное наследие населяющих землю народов - это неисчерпаемый источник скрытой россыпи непреходящих ценностей. Ключевой в осмыслении сути этого важнейшего культурологического феномена является триада «создание» - «сохранение» - «освоение». Пока существует человечество, эта неразрывная цепь работала и будет работать на обеспечение непрерывной передачи духовных ценностей от поколения к поколению. Ослабление любого из звеньев этой цепи неизбежно приводит к очень постепенному и поэтому малозаметному, но реальному снижению духовного потенциала сообщества, к деформации имманентных ему культурных скрепов и нравственных ориентиров самосознания, являющихся необходимым условием жизнеспособности, исторической состоятельности и способности к развитию данного этноса.

Этот тезис обретает особое звучание, когда речь идет о ретроспективном «историко-социальном портрете» народа с многовековыми, вплетенными в библейские сюжеты, корнями – бухарских евреях. Народа Торы, который на столетия обрел на земле Мавераннахра новое пространство своей полной испытаний жизни и судьбы. Духовное средоточие этого пространства - священная Бухара - стала частью его позднего этнонима, а послужившие колыбелью сменявших друг друга цивилизаций и государственных образований мирового масштаба земли среднеазиатского Междуречья – их общепризнанной родиной, своего рода предтечей для воплощения выстраданной веками мечты евреев о возвращении к Истокам.

Сборник «Елена Коровай: иной взгляд. Бухарские евреи в русской культуре» предваряется статьей петербуржского ученого Валерия Дымшица, выступающей для читателя превосходным «навигатором» по идее, замыслу и многоплановому его содержанию. Она также прекрасно аннотирует книгу как «исследование малоизученных сторон представленности бухарские евреев, их культуры, ремесла, музыки, их образа жизни в различных специализированных сферах искусства. Обсуждение этих столь различных художественных и исторических проекций бухарско-еврейской темы, отмечает автор, позволяет многое узнать как о бухарских евреях», так и, добавлю, путях развития локусов русского искусства в инокультурной среде.

Эта исследовательское целеполагание находит своё концептуальное решение в избрании лейтмотивом сборника творчества Елены Коровай как наиболее показательного и репрезентативного объекта изучения. Именно её не входившие десятилетиями в хроники истории отечественного искусства уникальные работы, по своему изысканно запечатлевшие аутентичный облик «Buhoro jaxudiylari» и их богатый красками внутренний мир, стали, по словам автора-составителя Р. Б. Некталова, «точкой сборки» образцов рецепции бухарских евреев русскими художниками, писателями, учеными».

Разъясняя, почему Елена Коровай стала главным героем сборника, автор упомянутой вводной статьи, озаглавленной «Другие евреи. Текст и контекст», пишет: «Язык живописи интернационален, он существует поверх языковых барьеров. Появление большого мастера, который способен создать художественно убедительный образ, – огромная удача для любого народа, эпохи, страны. Мы представляем себе итальянцев XV века лучше, чем, например, их современников-поляков, ровно потому, что в Италии в это время были великие художники. Весь мир видит евреев Белоруссии глазами Марка Шагала. Бухарским евреям очень повезло: их «Шагалом» стала замечательная художница Елена Коровай. По мере того как запоздалая, но заслуженная слава приходила к работам Коровай, перед глазами любителей искусства раскрывался удивительный мир бухарских евреев Самарканда».

Первый раздел сборника посвящен, таким образом, Елене Коровай и другим художникам, чье искусство вдохновляли не только бухарские евреи, но и изумительный в своей неповторимой красочности мир городов Узбекистана. Именно в этой насыщенной во всех своих проявлениях древностью и сказочной для европейского взора среде складывалась своеобычная среднеазиатская мозаика уходящей в века культуры бухарских евреев и создавались лучшие образцы творчества Е. Коровай и других русских художников.

Кроме того, читатель найдет здесь ценнейшие для истории художественного творчества сведения о писателе и художнике Николае Каразине, проложившем дорогу русской рецепции Средней Азии и бухарских евреев (статья Э. Шафранской), а также о замечательных живописцах Петре Котове (статья М. Филатовой), Юлии Разумовской (статья Б. Эргашева), Григории Улько (статья А. Улько), Максе Бирштейне (воспоминания художника), чье творчество было связано с этим регионом.

Особый культурологический интерес представляет цикл материалов, посвященных жизни и искусству Елены Коровай (статьи Е. Ермаковой и Т. Мкртычева, Г. Ельшевской, Э. Шафранской). Их дополняет работа М. Бабаназаровой, посвященная истории формирования коллекции произведений Коровай в Государственном музее искусств им. И. В. Савицкого. Как уже отмечалось, именно в этом музее собрана наиболее значительная подборка ее работ, посвященных бухарским евреям.

Считаю весьма знаковым, что размышления по рецензируемому сборнику совпали с другой хорошей новостью: на уровне мировых стандартов профильной номинации издана книга-каталог по коллекциям Музея Савицкого. Проект, над которым работали высокопрофессиональные зарубежные специалисты, реализован под патронажем Фонда развития культуры и искусства совместно с издательским домом «Assouline Publishing» и компанией «Luxury Culture».  Его идея проникнута убеждением одной из зачинателей проекта - С. Мирзиёевой, что «музей Савицкого – знаменитый «Лувр в пустыне» - уникален и неповторим, его богатейшую коллекцию должен увидеть весь мир».

…Вторая часть рецензируемого сборника призвана дополнить и расширить первую с помощью самых различных исследований, посвященных истории и культуре бухарских евреев, а также истории изучения этой культуры, сбору и сохранению ее памятников в музейных коллекциях.

С особым интересом читается статья А. Джумаева, из которой узнаешь, что имя известного и почитаемого в Узбекистане Леви-хофиза Бабаханова (его носит одна из улиц в Бухаре) неразрывно связано с историей не только традиционной музыки, но и звукозаписи, проникновения новейших технических достижений в Узбекистан. В какой-то мере символично, что работа над этой рецензией совпала по времени с информацией об увековечении в Израиле памяти этого выдающегося исполнителя Бухарского Шашмакома. Его именем названа одна из улиц города Петах-Тиква.

Интересна также представленная в сборнике работа самаркандского исследователя Р. Назарьяна, в которой освещается история возникновения «европейских» кварталов Самарканда этапа русской колонизации Средней Азии с приведением ценных сведений о проживавших в них состоятельных представителях бухарско-еврейской общины. Важным дополнением к истории архитектуры той эпохи служит описание дома Калонтарова, выполненное С. Жуковой.

Таким образом, рецензируемый сборник закладывает маленький, но прочный камень в хранилище знаний о «других» евреях, пополняя список освоенного и познанного в этой изобилующей «белыми пятнами» части современной иудаики и выступая важным дополнением к фундаментальным исследованиям в ней.

Бахтиёр УРДАШЕВ.