Новый этап локализации производства и расширения кооперационных связей

За последние семь лет развития нашей страны локализация определена как приоритетное направление развития промышленности, отраслями и регионами сформированы программы локализации, установлен мониторинг за параметрами освоения производства новой продукции и расширения производства существующей продукции, налажена система оказания адресной помощи предприятиям по производству импортозамещающей продукции.

В Программе локализации Самаркандской области на 2024 год в рамках 105 проектов 64 предприятиями произведено продукции на 2,8 трлн. сумов. Создано 550 новых рабочих мест, экспортировано товаров на 114,6 млн. долларов. По Программе локализации региона на 2025 год запланировано производство продукции на 2,8 трлн. сумов по 119 проектам, из которых 38 направлены на изготовление новой продукции и 81 - на расширение производства.

Приоритет отдается использованию имеющимся возможностям, организации новых производств с постоянными местами работы. Развитие экономики в данном направлении, происходит по принципу "изучение потребностей внутреннего рынка - анализ импорта - определение ресурсной базы - разработка и реализация новых проектов".

Развитие строительной отрасли в стране приводит к увеличению спроса на строительные материалы. Поэтому инвестиции в производство стройматериалов с использованием местных источников сырья в ближайшие годы станут привлекательными для предпринимателей. В Самаркандской области в этом направлении имеются широкие возможности. Всего у нас имеется 185 нерудных месторождений, 3,2 млн. тонн каолина, 17,6 млн. тонн известняка, 149 млн. кубометров природного декоративного камня, 61 млн. тонн гипса и ангидрида, 1,6 млн. тонн полевого шпата, 10,2 млн. тонн кварца и 537 млн. тонн цементного сырья. Если учесть, что в 2024 году по республике импортировали строительный материал, такой как мрамор и гранит, на $89 млн., можно еще раз признать, что импортозамещение и предотвращение оттока валюты можно достичь за счет производства востребованной продукции.

Несмотря на значительный прогресс в области локализации, сегодняшние сложности на внешних рынках требуют нового подхода к локализации и более широкого использования возможностей местных производителей. Проводимых мер по углублению локализации и расширению кооперационных связей в промышленности, поддержке участия отечественных предприятий в государственных закупках, не достаточно. Отсюда преобладание импорта над экспортом.

В прошлом году объем внешнего торгового оборота составил 3 млрд. долларов, что на 6% или 194 млн. долларов меньше, чем в 2023 году. При этом экспорт увеличился на $96 млн. или 12,2 процента, а импорт снизился на 290 млн. сумов или 12 процента. Тенденция к снижению импорта положительная, но учитывая, что преобладание импорта над экспортом составляет $1,2 млрд., этот показатель указывает на потенциал для локализации производства импортозамещающей продукции и комплектующих.

Одним из товаров с высокой долей и весом импорта в нашем регионе является фармацевтическая продукция. Большая часть предприятий, занимающихся оптовой торговлей лекарственными средствами по республике, расположена в нашей области. Ими в 2024 году импортировано фармацевтической продукции на $255,2 млн., что на 11,9% больше, чем в 2023 году.

Однако в настоящее время импортеры фармпродукции в регионе не используют возможности локализации. На совместном предприятии Samarkand England eco medical производятся инфузионные и таблетированные лекарственные средства, на ООО Optima sobirjon - медицинские перчатки и инфузионные системы, на предприятии Urgut fortuna medical - жидкие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, ведется работа по расширению их ассортимента. Предприятие Vaktsina medical в Акдарьинском районе создало мощности по производству лекарственных средств в форме таблеток и капсул, а предприятие Polidar pharm в Джамбайском районе создало мощности по производству лекарственных средств в форме суппозиториев.

В 2024 году только четыре фармпредприятия участвовали в программе локализации. Для этого государственные органы, в свою очередь, должны работать над стимулированием производства фармацевтической продукции.

Политика локализации направлена не только на производство импортозамещающих комплектующих изделий и продукции, но и на увеличение доли местной продукции в реализуемых инвестиционных проектах.  Это первое направление, намеченное для нового этапа локализации производства.

На совместном предприятии Azia metall prof в форме общества с ограниченной ответственностью в нашем регионе местные и иностранные инвесторы решили увеличить местный контент, начав со строительства первого цеха. В первую очередь, они наладили производство сэндвич-панелей, необходимых для строительства производственных зданий, и теперь производят сэндвич-панели для собственных нужд на предприятии. Продукция предприятия также реализуется на рынке строительных материалов.

При строительстве новых цехов налажено изготовление и установка необходимых металлических конструкций на основе чертежей производителя. Благодаря этому для предприятия появилось еще одно направление бизнеса - услуга по изготовлению металлических конструкций на заказ.

В нашей области по 77 инвестпроектам общей стоимостью $2,8 млрд., запланированным на 2025 год, определен местный контент на 1,3 миллиарда долларов. В рамках этих проектов планируется достичь эффективности импортозамещения в размере $478,7 млн. в результате широкого использования отечественной продукции и услуг.

На наш взгляд, целесообразно применять расширение местного контента к каждому инвестиционному проекту в регионах. Необходимо углубить систему разработки проектов, глубоко обсуждать каждый проект с предпринимателями-инициаторами.

В 2025 году прогнозируется реализация 108 проектов с участием иностранных инвестиций на $1,4 млрд. Доля отечественной продукции в них может составить не менее $432 млн. Если они будут закуплены у местных предприятий, то для этих предприятий будет произведено продукции на 5,7 трлн. сумов.

Вторым направлением расширения локализации является организация переработки продукции предприятий, производящих стратегическое сырье, реализуемых в регионах.

Третье направление - создание производственных мощностей крупных отраслевых предприятий и местных предприятий через систему "взять на буксир".

При этом новые виды продукции, не производимые в республике и предлагаемые для освоения местными предприятиями, предлагаются потенциальным производителям. К ним предъявляются требования по техническим параметрам, показателям качества, объему годового спроса, максимальной закупочной цене, а также по приведению продукции в соответствие со стандартами. После достижения соглашения о реализации проекта до выпуска продукции сетевое предприятие оказывает поддержку производителю в достижении требований к продукции и отслеживает процесс.

В настоящее время эта система используется совместным предприятием SAM AUTO. Например, в 2024 году ООО Esmak automotive в Пастдаргомском районе поставило автоматические двери для автобусов, сиденья водителя и пассажиров, кондиционеры на 38 млрд. сумов, иностранное предприятие Logic automotive and engineering - каркасы для грузовых автомобилей на 1,3 млрд. сумов, ООО Sherdor elita plast в городе Самарканде - автотенты, ветроотводы, стеклопластиковые покрытия на 2,8 млрд. сумов, ООО Mitan o'g'du elektrik в Иштыханском районе - системы освещения и отопления салонов автобусов и грузовых автомобилей на 4 миллиарда сумов.

Эту систему необходимо организовать на базе хотя бы одного крупного предприятия во всех регионах республики.

Четвертое направление - замена импортируемой продукции продукцией отечественных альтернативных производителей.

На сегодняшний день в области действуют 39 предприятий по производству масла, их мощности загружены лишь на 40-50 процентов. Поэтому в прошлом году в регион импортировали подсолнечного масла на $24,7 млн. Сегодня отечественные предприятия, уплачивающие налог на добавленную стоимость на масложировую продукцию, ввозимую через таможню по ставке "0", не могут конкурировать. Создание равной конкурентной среды для иностранных и отечественных предприятий на рынке масла, пересмотр импортных пошлин влияет не только на сохранение рабочих мест у производителей масла и увеличение налоговых поступлений, но и на увеличение количества и снижение себестоимости мяса скота и птицы в результате использования отходов подсолнечника в качестве корма. Учитывая, что в 2024 году предприниматели нашей области импортировали 21,2 тысячи тонн подсолнечного жмыха на $2,4 миллиона, это укрепляет уверенность в том, что решение этой проблемы даст эффект.

Еще один пример: в 2024 году в регион импортировали 13 400 тонн куриного мяса на $21,5 млн. В настоящее время местные птицеводческие хозяйства, являясь плательщиками добавленной стоимости при реализации своей продукции, не могут конкурировать с импортом по ценам, мощности используются не в полной мере, что препятствует развитию отрасли.

Следует сформировать новые инвестиционные проекты по увеличению и созданию новых мощностей по продукции, производство которой существует, но имеющихся мощностей недостаточно для полного покрытия потребления.

Продукция ООО Prime ceramics по производству строительной плитки и совместного предприятия Ceramic briks по производству фасадного кирпича не в полной мере удовлетворяет внутренний спрос. Поэтому в 2024 году в регион было импортировано 22,1 тысячи тонн кафеля на $7,6 млн. и облицовочных кирпичей на $853 тысячи.

В настоящее время в Нурабадском районе иностранным предприятием Cemix, входящим в состав австрийской иностранной компании Lasselsberger, реализуется проект стоимостью $110 млн. В рамках которого производится 5 млн. кв. м крупноформатного керамогранита и 2 млн. кв. м фасадных плит в год.

Также в прошлом году в нашу область импортировано 2 400 тонн говядины на $9,7 млн. и 119,2 тонны баранины на $354,4 тыс. Из этих данных видно, что в сфере животноводства существует большая потребность в новых инвестиционных проектах, направленных на расширение разведения крупного рогатого скота и овец.

Необходимо сформировать и предложить потенциальным отечественным и иностранным инвесторам перспективные проекты по продукции, вообще не производимой в Узбекистане. Например, к ним относятся различные приборы, инструменты, микрочипы для полупроводников и электроники, стеклянные линзы.

Пятое направление - расширение кооперационных связей между отечественными предприятиями и создание условий для реализации произведенной продукции. В связи с этим при предприятии SAM AUTO в Самарканде создан штаб промышленной кооперации автомобилестроительных предприятий, в его деятельность приглашены предприятия по переработке металла и производству пластиковых изделий в регионе, ведется работа по систематическому включению в процесс промышленной кооперации и внедрению принципа "взять на буксир". В частности, сформированы проекты по производству 5 видов различных комплектующих для автомобилей марки DAMAS.

Шестое направление - всесторонняя поддержка предпринимательства, продажа продукции местных промышленных предприятий на внутреннем рынке и содействие их экспорту будут продолжены. Деятельность и функции электронного кооперационного портала местных производителей cooperation.uz будут расширяться, участникам данного портала будет отдаваться приоритет в государственных закупках.

Налаженные мероприятия по усилению продвижения и увеличению продаж продукции местных производителей через промышленные и региональные промышленные ярмарки будут продолжены и в 2025 году.

По инициативе Президента в 2021 году в Джамбайском районе создан постоянно действующий международный выставочный центр Sof expo Samarkand на основе государственно-частного партнерства. В 2024 году в центре проведены восемь выставок различных направлений. В IV Международной выставке "Сельскохозяйственная техника и технологии AGRO EXPO 2025," проходившей в этом комплексе 22-25 февраля 2025 года, вместе с предпринимателями нашей страны приняли участие 110 предприятий из России, Турции, Китая и Ирана с более чем 4 тысячами единиц продукции. На выставке подписаны контракты на 70 млрд. сумов, оформлено множество меморандумов, проведены переговоры о взаимовыгодном сотрудничестве.

Седьмое направление - работа над снижением себестоимости и повышением качества локализованной продукции и комплектующих изделий. Это направление постоянно находится в центре внимания не только предпринимателей, занимающихся локализацией, но и всех отечественных производителей и предприятий сферы услуг. Его актуальность еще больше возрастет в связи с вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Потому что местные предприниматели смогут сохранить свой рынок и продолжить устойчивое развитие только тогда, когда они обеспечат высокое качество и предложат конкурентоспособные цены с иностранным бизнесом.

Нозир ИБРАГИМОВ,

помощник хокима области по вопросам развития местной промышленности, доктор экономических наук, профессор.