Новые полномочия кенгашей

Согласно Указу Президента от 2 февраля 2024 года «О мерах по повышению эффективности деятельности органов государственной власти на местах» ряд полномочий и функций, которые были переданы местным кенгашам, систематизируются.

В частности, в связи с тем, что на местные кенгаши возлагались дублирующиеся задачи по близким сферам при заслушивании отчетов хокимиятов, государственных органов и организаций, возникла необходимость их пересмотра, оптимизации и систематизации. В результате вне систематизации законом полномочий кенгашей местным кенгашам приходилось заслушивать отчеты и информации хокимов и ряда госорганов по той или иной сфере более ста раз в год. Это искусственно увеличивало нагрузку на местные кенгаши, вызывало чрезмерный контроль на местах и ​​приводило к реализации важных полномочий лишь на словах.

В целом, 12 кодексов, 87 законов, 54 указа и 95 постановлений президента, а также 169 постановлений правительства содержат более 700 норм, возлагающих конкретные задачи на органы местного самоуправления. Это требовало совершенствования задач и поручений, которые увеличивали нагрузку на местные кенгаши.

Указ Главы нашего государства позволит решить такие назревшие вопросы. Например, документом определено систематизировать и объединить 38 отдельных полномочий и функций местных кенгашей народных депутатов по заслушиванию отчетов государственных органов в десять, определить периодичность заслушивания отчетов.

Например, отдельно перед местными кенгашами отчитывались руководители региональных подразделений органов внутренних дел, их заместители по отраслям, а также инспекторы по профилактике в махаллях. Теперь отчет руководителей управлений (отделов) внутренних дел о состоянии профилактики и предупреждения правонарушений, а также общественной безопасности ежеквартально будет заслушиваться на районных (городских) кенгашах народных депутатов.

Согласно Указу, теперь кенгашам подотчетны только хоким и первые руководители региональных государственных органов, что повысит политическую и профессиональную ответственность этих руководителей перед кенгашем в будущем.

Кроме того, внедрение практики четкого определения задач между представительными органами местной государственной власти и исполнительными органами при разработке проектов нормативных правовых документов служит обеспечению баланса между органами власти. С этой целью до 1 октября текущего года решено разработать концепцию развития деятельности представительных органов местной государственной власти до 2030 года. Эту задачу решает Сенат Олий Мажлиса совместно с Кабинетом Министров.

Важно отметить, что Концепция предусматривает совершенствование деятельности местных кенгашей в сфере нормотворчества, формирование эффективной системы контроля, наряду с совершенствованием контрольной деятельности местных кенгашей, их органов и депутатов.

Еще одним важным нововведением является то, что местные кенгаши разработают механизм подачи предложений и стратегий в Сенат по важным и неотложным вопросам, представляющим общественный интерес. Кроме того, планируется определить такие полномочия, как обеспечение участия общественности в подготовке решений местных кенгашей, налаживание взаимного и международного сотрудничества в деятельности местных кенгашей.

Конечная цель подобных нововведений – вывести деятельность местных кенгашей на новый уровень, налагают огромную ответственность на местные органы государственной власти.

Мусурмон БЕГИМКУЛОВ,

главный специалист секретариата

областного Кенгаша народных депутатов.