Не хлебом единым...

Известно, что человек ест для того, чтобы жить, и вовсе не наоборот. Но вместе с тем, употребление пищи остаётся одной из самых насущных его потребностей, а организация рационального питания членов общества - одной из важных функций государства. Не зря же цивилизованный мир (мировая общественность) сконцентрировал(а) её в едином термине «Обеспечение продовольственной безопасности». Трудно определить в какой степени она достигнута в той или иной стране, ведь для этого не существует универсальной оценки.
Анализ показывает, что на приобретение мяса и молока наши семьи стали тратить до 25 процентов своих денежных доходов и такая тенденция усиливается. Говядина и баранина становятся всё менее доступными для всё большей части населения страны, и это вызывает справедливое нарекание с их стороны. Парадоксально, но высвобождение земель из-под хлопчатника и пшеницы не приводит к оптимизации цен на другие продовольственные товары. Несложно понять, что без решения проблемы оптимального обеспечения населения здоровой и по доступным ценам пищей трудно достичь такие социальные цели, как повышение всеобщего образовательного уровня населения, укрепление его здоровья, достижение высоких спортивных результатов на международных аренах и другие.
Сказать, что для решения этой проблемы приняты все исчерпывающие меры и никаких резервов не осталось, не позволяет совесть. За первые годы независимости, когда государство решало более значительные вопросы, животноводство передали в частные руки. И это правильно. В течение десятков лет не возникало проблем с обеспечением населения страны мясом, молоком, другими видами продовольственных товаров. Проблема возникла под воздействием мирового финансового кризиса, когда в экономике Узбекистана возникли серьёзные диспропорции, в том числе в её аграрном секторе и денежных доходах населения.
В деле достижения обеспечения населения страны и зарубежных гостей плодоовощной и мясомолочной продукцией нельзя и дальше полагаться только на личные подсобные хозяйства, на долю которых приходится от 60 до 90 процентов их общего объёма производства. Ведь они чересчур разрозненны, поэтому плохо поддаются учёту и регулированию. Обратите внимание на следующие цифры. В стране насчитывается более 11 миллионов голов крупного рогатого скота, принадлежащих трехмиллионному отряду владельцев приусадебных участков. А теперь представьте себе, как меняется экономическая ситуация в этом секторе, что происходит с финансовыми возможностями такого количества семей, занятых этой деятельностью.
Во-первых, по мере роста цен на товары первой необходимости, коммунальные, транспортные и другие услуги возрастает доля расходов на их оплату, соответственно сокращается финансовая возможность для содержания скота.
Во-вторых, по мере сокращения производства хлопка-сырца сужается источник образования шелухи и шрота, традиционно служивших основой кормовой базы отрасли, что приводит к ускоренному росту цен как на традиционные, так и на другие виды кормов.
В-третьих, с каждым годом сокращается число сельских жителей, осуществляющих временную трудовую деятельность за границей, средняя сумма денежных переводов, приходящихся на одну семью.
Теперь попробуем подвести черту под эти факторы.
Производственный цикл откорма КРС на мясо длится не менее года, а совокупные расходы на содержание единицы достигают 5-6 миллионов сумов. Логично предположить, что семей, занимающихся данным видом деятельности, становится всё меньше и меньше. Велика вероятность того, что одновременно сокращается и поголовье скота, хотя точную картину мы узнаем только через три года, по завершении всеобщей переписи. Одним словом, предложение отстаёт от спроса, и это является причиной неуклонного роста цен на говядину, которая тянет за собой цены на баранину, как товар-заменитель.
На рассмотрение широкой общественности вношу следующие варианты решения проблемы:
Первое. Проведение мониторинга и выявление эффективно функционирующих индивидуальных дехканских хозяйств и осуществление комплекса мер по увеличению числа содержащегося там скота путём выделения им дополнительных земельных участков и льготных среднесрочных кредитов.
Второе. Разработка комплексной программы по развитию пастбищного животноводства, направленной на обводнение пастбищ и перемещение скота на основе целевого финансирования или льготного кредитования вновь создаваемых для этой цели хозяйств.
Третье. Внесение коренных изменений в схемы размещения сельскохозяйственных культур, направленных на создание соответствующей кормовой базы для животноводства.
Четвёртое. Создание сети фирменных специализированных торговых точек масложиркомбинатов и мелькомбинатов по реализации кормов в местах массового скопления КРС.
Пятое. Создание комплексно механизированных Государственных Агропромышленных Объединений (ГАО), специализированных на выращивании хлопка с севооборотом кормовых культур, в сочетании с организацией животноводческих комплексов по откорму скота. В то время как путём создания текстильных кластеров будет происходить возрастание отраслевой добавленной стоимости, ГАО на основе альтернативного механизма управления будут служить сохранению объёмов производства хлопка-сырца, тем самым способствуя наращиванию экспортного потенциала страны и поддержанию её продовольственной безопасности.
Ускорение этого процесса в немалой степени зависит от позиции учёных-аграрников, которые не выходят из дремотного состояния даже после существенных изменений в их материальном стимулировании. Если проявить желание и твёрдую волю, то и среди них можно разыскать тех, кто имеет научные разработки и пристально следит за происходящими в мировой практике изменениями в развитии животноводства и которые помогут сделать необходимый выбор в пользу эффективных форм дальнейшего развития этой ключевой отрасли экономики. Немногие согласятся, но на мой взгляд, велика вероятность того, что Узбекистан располагает неограниченными возможностями не только для насыщения внутреннего рынка необходимым количеством мясомолочной продукции, но и для того, чтобы стать одним из крупных региональных её экспортёров.
В заключение хочется отметить, что в сложившихся в Узбекистане условиях только государство в централизованном порядке и опорой на научные разработки способно решить проблему повышения интенсивности и эффективности животноводства.
Илхом ВАФАЕВ,
экономист.