Неспокойная земля Самарканда…

Сильнейшее землетрясение в Самарканде 8 октября 1907 года стало серьезным испытанием для уникального архитектурного наследия древнего города. В этот день, с разницей в полчаса, произошли два подземных толчка силой в 8 баллов.

Газета «Русское слово» писала: «Землетрясение продолжалось с перерывами до 5 ½ часов вечера. Два раза сила землетрясения доходила до 8 баллов. Обрушившимися зданиями убиты две туземные женщины. Крест с колокольни Покровской церкви упал и разбился; колокола от сотрясения звонили. Северная колонна мечети Улугбека отделилась от здания на три вершка. Население опасается спать в домах, ожидая повторения…»

О последствиях стихийного бедствия генерал-губернатор Самарканда в специальном письме доложил археологической комиссии российского императора. Согласно этому письму, была создана специальная комиссия, которая изучила последствия подземных толчков и их влияние на исторические достопримечательности.

Было установлено, что на главном фронтоне медресе Улугбека на Регистане образовались две крупные трещины, однако минареты сохранили свое вертикальное положение. Серьезно пострадал южный купол медресе Шердор, на нем образовались трещины, обвалились часть кирпичей и штукатурка внутри купола. Во многих местах сооружения образовались трещины. В медресе Тиля-кори обвалились кошины (облицовка) крайних минаретов, разрушилась их верхняя часть. Слетели декоры и с барабана большого купола, а имевшиеся ранее трещины на здании значительно увеличились. Серьезные трещины появились и на куполе мечети Биби-ханым, местами обрушилась кирпичная кладка, облицовочные материалы. Частично были разрушены шестигранные минареты. Пострадал внешний купол мавзолея Ширин-бека в некрополе Шахи-зинда. Обрушилась часть фасада мавзолея Туркан-ога, что привело к ослаблению основы барабана, на котором стоит купол. На других сооружениях образовались трещины.

Пострадали и другие исторические архитектурные объекты Самарканда. Комиссия приняла решение о проведении ремонтных и восстановительных работ на данных сооружениях, был разработан детальный план мероприятий. В состав сформированной комиссии вошли смотритель древностей Самарканда В. Вяткин, архитектор области Лебедев, архитектор города Нелле, двое местных судей, два депутата. Генерал – губернатор Самарканда из личных средств выделил 1079 рублей на реставрацию медресе Тиля-кори, Шердор, мавзолеев Шахи-зинды. Было выделено также 650 рублей из вакуфного фонда. На эти средства были начаты первоочередные, неотложные работы по реставрации. Второстепенные мероприятия были перенесены на весну будущего года. Однако позднее восстановительные мероприятия не были продолжены.

В 1911 году императорская археологическая комиссия затребовала 10 тысяч рублей для «сжатия железными кольцами барабана купола мавзолея Амира Темура, заделки трещин и других реставрационных мероприятий». Однако средства не были выделены. Спустя год комиссия вновь обратилась с письмом в канцелярию императора, в котором просила о ежегодном выделении 10 тысяч рублей на содержание основных памятников Самарканда и других территорий. Но и этот запрос не был удовлетворен. Тогда комиссия представила в Государственную Думу проект закона об охране исторических памятников. Однако вскоре началась Первая мировая война, затем последовали революции и вопрос о реставрации самаркандских архитектурных памятников после землетрясения 1907 года был отложен до конца 2…

Махмудхон ЮНУСОВ,

главный хранитель Самаркандского

 Государственного музея-заповедника.

Фото С. Прокудина-Горского. Начало XX века.