Необходимо сохранить традиции
Музыка является одной из важнейших сфер духовной деятельности человека и играет огромную роль в жизни общества, в воспитании людей. Как эта сфера развивается в нашей области, где готовятся кадры, какие проблемы волнуют педагогов? С этим и другими вопросами мы обратились к специалистам.
Хамиддуло ДЖУРАБОЕВ, завуч Самаркандской специализированной школы искусств:
- Наша школа, образованная по постановлению Кабинета Министров в 2019 году, является единственным в области специализированным средним учебным заведением. Кроме нас, специалистов сферы готовят на факультете музыки СамГУ.
В настоящее время у нас учатся по таким направлениям, как музыка, искусствоведение, театральное искусство, прикладные искусства, хореография, академический вокал и другим. 320 преподавателей обучают более 530 учеников. Большинство преподавателей имеет высшую категорию. Они не только занимаются обучением и воспитанием учащихся, но и активно участвуют в подготовке научно-методических пособий, учебников по искусству. Здесь можно упомянуть авторов многочисленных книг Абдуррахмана Амонова, Хусана Файзуллаева, Тулкина Сувонова, Галину Солдатову и других.
Учащиеся нашей школы активно участвуют в различных музыкальных конкурсах, проводимых в масштабах области, республики, и занимают призовые места.
Сегодня правительство республики уделяет серьезное внимание развитию музыкального искусства. Об этом свидетельствуют многочисленные детские школы музыки и искусства, средние специализированные учебные заведения вроде академического лицея им. Успенского, республиканской специализированной музыкальной школы им. Р. М. Глиэра, Ташкентской консерватории. Представители Узбекистана занимают призовые места на престижных международных конкурсах, а это – результат внимания к этой сфере, плюс условия, созданные для обучения, постоянное укрепление материально-технической базы музыкальных учебных заведений.
Шерзод МАМАТКУЛОВ, директор детской школы музыки и искусств №29 Тайлякского района:
- Для подготовки музыкальных кадров в нашей стране существуют все возможности. Только в нашей области функционируют 33 детских школ музыки и искусств, то есть в каждом районе, а в некоторых даже по две, три. Все здания таких школ построены по государственной программе и обеспечены новыми музыкальными инструментами.
Дети у нас могут обучиться игре на фортепиано, скрипке, национальных, духовых, струнных, ударных инструментах, традиционному пению и т.д. В музыкальном направлении в нашей школе обучаются 150 детей. Им преподают более 20 педагогов. Могу отметить преподавателя по кашгарскому рубабу Шерзода Уринбоева, по дойре Исмата Бурхонова, по струнным инструментам Дониёра Шарафиддинова.
Галина СОЛДАТОВА, преподаватель Самаркандской специализированной школы искусств:
- В нашей области после общеобразовательной школы готовят музыкантов в двух учебных заведениях - в Самаркандской специализированной школе искусств и СамГУ. Вроде бы, все хорошо, но я хотела бы обратить внимание на одну большую проблему, которую необходимо решить, если мы хотим и дальше развивать музыкальное образование в нашей стране. Речь идет о необоснованном сокращении сроков учебы. Возьмем, к примеру, фортепиано. В детских музыкальных школах учатся в этом направлении семь лет. Потом юные музыканты вынуждены делать паузу на два года, то есть окончить 8-9 классы общеобразовательной школы, где их музыкальное образование прерывается. Затем они приходят к нам, забыв за это время многое из того, чему их обучали в детских музыкальных школах. И с такими юношами и девочками мы должны работать далее. Вместо того, чтобы продолжить нормальную учебу, нам приходится вспоминать заново весь пройденный ими материал. О каком качестве тут может идти речь? Посудите сами, в столице, в академическом лицее им. Успенского или в республиканской специализированной музыкальной школе им. Р.М. Глиэра дети учатся без перерыва 11 лет. Теперь представьте, наши выпускники идут поступать в консерваторию, а среди них есть очень талантливые дети, но они не могут конкурировать с выпускниками «успенки», так как сказываются вот эти два года вынужденного перерыва в образовании. Разве это справедливо?
Мы предлагали решение данного вопроса, хотя бы продлить учебу в нашем заведении до трех лет, писали в министерство, но ответа не было и вопрос остается нерешенным. Мне просто жаль талантливых детей из «глубинки».
Абдумажид РАХИМОВ, педагог высшей категории:
- Я работаю в этой сфере более 40 лет, преподаю игру на афганском рубабе, подготовил более 250 учеников. Считаю, что у нас уделяется большое внимание развитию музыкальной сферы, в частности, возрождению старинных музыкальных инструментов. Меня, например, радует, что за последние годы сделана большая работа по восстановлению национального инструмента уд, который в средние века был широко распространен у нас. Но потом его забыли совершенно, хотя в арабских странах и Турции он всегда был в широком употреблении. Европейская лютня была основана именно на уде. Сейчас и у нас в состав всех национальных инструментальных ансамблей уже включен уд. Это один из примеров возрождения традиций.
Но есть, конечно, и недостатки. На протяжении многих лет мы готовим специалистов по игре на национальных инструментах. Но после окончания учебы они уходят в массовую культуру. Перестают играть на рубабе, таре, уде, а выбирают другой, легкий путь – эстрадное пение, свадьбы, стремятся к быстрой славе, снимают клипы, пляшут под фонограмму, совершенно забывая о серьезной музыке. Конечно, каждый человек волен делать свой выбор в жизни самостоятельно. Но что будет дальше с нашей музыкой – национальной, классической?
Второе, о чем хочу сказать, это изготовление музыкальных инструментов. Раньше у нас в Ташкенте была инструментальная лаборатория, где работали талантливые мастера, они изучали музыкальные инструменты, материалы, их звучание. Конечно, у нас и сегодня есть мастера. Но когда вы захотите заказать инструмент, качество не всегда отвечает требованиям. Думаю, надо возродить деятельность инструментальной лаборатории.
Шухрат АНОРОВ.