Не только ценный мех…
Группа общественного контроля «Сохраним Самарканд» в начале марта этого года на сайте госзакупок xarid.uzex.uz заинтересовалась необычным приобретением НИИ каракулеводства и экологии пустынь. Институт на более чем 28 миллионов сумов закупил верхнюю одежду из натуральной кожи и меха: мужскую куртку, женское полупальто, женские шапки. Пост с этими данными и вопросом «для чего?» был размещен в социальной сети «Фэйсбук» и вызвал неоднозначную реакцию читателей. Однако после изучения ситуации вскрылись любопытные подробности, а также проблемы старейшего научно-исследовательского института в стране.
Из летописи НИИ
История легендарного НИИ каракулеводства и экологии пустынь богата именами ученых, научными разработками, патентами и событиями. Преобразованный в 1930 году из Каттакурганской зональной опытной станции в исследовательское учреждение всесоюзного масштаба, институт проводил огромную работу по селекции, генетике и разведению каракульских овец, совершенствовал технологии производства, воспитывал ценные кадры и держал руку на пульсе экономики целой отрасли, которая стабильно приносила валюту. Кроме того, институт занимался изучением экологических проблем пустынно-пастбищного скотоводства, создавал сорта пастбищных растений.
- Наш исследовательский институт был известен далеко за пределами Союза, - рассказывает директор НИИ каракулеводства и экологии пустынь, доктор сельскохозяйственных наук Насилло Бобокулов. – Каракуль – бренд Узбекистана. И сегодня именно узбекские каракульские овцы выращиваются в 52-х странах мира для получения ценных шкурок трехдневных ягнят. Десятки новых пород были выведены учеными, работавшими в нашем НИИ. В свое время в институте работало 546 человек, включая академиков АН СССР, профессоров ведущих вузов, по всей стране были наши опытные станции. Мы проводили международные научные конференции, к нам приезжали известные ученые-селекционеры со всего мира.
В статье кандидатов биологических наук У. Фазылова и сельхознаук А. Газиева «Научные достижения в области каракулеводства» указано: «Полученный научный материал позволил разработать методику создания высокопродуктивных внутрипородных и заводских типов каракульских овец разных окрасок и завитковых типов. Анализ накопленного материала в области эмбриогенеза плода, формирования смушки, динамики развития каракульской овцы от стадии ягненка до взрослого состояния, эволюции ее биологических особенностей в зависимости от генетических факторов и экологических условий содержания и продуктивности позволило разработать учения о каракульской породе овец.
Многолетняя целенаправленная селекционно-племенная работа в каракульском овцеводстве завершилась созданием 32 высокопродуктивных внутрипородных и заводских типов каракульских овец, включающих 10 черных, 5 серых, 13 сур, 2 белых и по 1 розовой и бежевой окрасок.
Выполненные в области смушковедения и технологии обработки каракулевого сырья научные исследования позволили разработать технологию первичной обработки и доконсервирования каракуля и овчин, технологическую карту первичной обработки каракульских шкурок, а также 25 стандартов на каракулево-смушковое сырьё. Разработаны также инструкция по номерной сортировке и подготовке каракуля разных окрасок, поставляемых на экспорт, методы товарной оценки каракуля и овчин.
В области кормления, содержания овец и производству продукции разработаны техника выпаса каракульских овец на пастбище, способы приготовления подкормочных брикетов для овец, откорма и техника нагула, технологический процесс производства ягнятины.
В области пастбищеведения изучены водный режим, химический состав пастбищных растений, предложены способы и сроки заготовки грубостебельчатых пастбищных кормов. Разработаны технологии создания черносаксауловых пастбищно-защитных полос, долголетних агрофитоценозов из кустарников, полукустарников и трав, технологический процесс создания долголетних пастбищ в песчаной и непесчаной пустыне, система рационального использования пастбищ.
В направлении улучшения вопросов семеноводства аридных кормовых растений установлены посевные качества семян пустынных пастбищных растений, разработаны технология создания семенных участков, выращивания, уборки и послеуборочной обработки семян, методы повышения посевных качеств семян, способ определения всхожести семян, ГОСТ на семена аридных кормовых растений».
Как видим, работа проводилась немалая и достижениями в сфере можно гордиться до сих пор. Но, к сожалению, вслед за взлетом приходит и упадок.
Новые времена
В 90-е годы прошлого века из-за экономических потрясений и смены политической формации НИИ постепенно стал терять свои позиции, причем по нескольким фронтам. Целый филиал института в Самаркандском районе, располагавшийся в четырехэтажном здании с виварием, лабораториями в каждом отделе, швейным цехом и многим другим, пришлось освободить в считанные дни, так как здание было отдано другому собственнику.
Из-за падения спроса на каракульскую смушку, которая раньше была яркой приметой чиновников, носивших из каракуля пальто и шапки, а также используемую для пошива одежды военных, неумения руководства вовремя сориентироваться в новых экономических условиях, часть огромного коллектива пришлось сократить. И в настоящее время в НИИ каракулеводства и экологии пустынь работает 68 сотрудников. А это, безусловно, мало, если учесть, что у института за последние годы появилось множество дополнительных задач.
Тем не менее, несмотря на непростые условия, по результатам деятельности института только за 2000-2017 годы подготовлены и изданы 25 монографий, получены 8 патентов и авторских свидетельств.
- В сентябре 2020 года было принято Постановление Президента «Об организации деятельности Комитета по шелководству и каракулеводству», в котором были определены задачи созданного Республиканского объединения «Каракулеводство» с подчинением всех каракулеводческих субъектов, - говорит Н. Бобокулов. – В документе особое место отведено внедрению научных достижений в области племенного дела, сохранению генофонда и совершенствованию каракульской породы овец, выполнению маркетинговых исследований по переработке и реализации более 15 видов каракулеводческой продукции, экспорт готовых изделий. Решение возникших проблем видится в использовании кластерной системы организации производства. Словом, благодаря Постановлению каракулеводство продолжает жить, хотя новые времена бросают нам новые вызовы. В настоящее время селекционно-племенная работа в поле продолжает вестись, правда, уже не столь быстрыми темпами, как хотелось бы, из-за нехватки кадров, отсутствия спецавтомобилей и экспедиционного снаряжения…
Отмечу, что при общении с членами научного совета выяснилось, что кадров не хватает катастрофически. Например, в каждом из научных отделов НИИ сегодня работает один заведующий и один лаборант. И это при том, что в отделе должны заниматься исследованиями еще, по крайней мере, два научных сотрудника. Иначе какой же это научно-исследовательский институт?
НИИ сегодня нуждается в биотехнологической лаборатории для углубленного изучения генотипа овец и фундаментальных исследований, которые по-прежнему актуальны. Нужна и аналитическая лаборатория для изучения биологических свойств, пищевой ценности каракулевых овец и пастбищ, оснащение ее химическими реактивами, современным оборудованием. Кроме того, по словам директора, необходимо создать не менее одной опытно-селекционной станции в каждом районе и стационарные объекты по выращиванию элитных семян пустынно-пастбищных растений в целях повышения эффективности научной работы. Кстати, о работе ученых с деградированными пастбищами и пустынями хочется сказать отдельно, так как именно они сегодня работают в Аралкуме.
Без кормов не будет овцеводства
Во время небольшой экскурсии по НИИ группу «Сохраним Самарканд» провели в гербарный фонд, где за более чем 90 лет собрано более 1500 пастбищных кормовых растений, из которых около 120 видов на сегодняшний день полностью исчезли, сохранился только их гербарий. Всё это уникальное богатство требует срочной оцифровки, составления электронного каталога.
- За многие годы работы института разработаны методы интродукции и селекции кормовых растений, - пояснила кандидат биологических наук Валентина Попова. - Многолетняя целенаправленная работа с пастбищными кормовыми растениями завершилась созданием 15 высокоурожайных, засухоустойчивых сортов, из которых 2 кустарника, 11 полукустарников, 2 травянистых растения. Разработка и использование эффективных способов, методов и технологий в области аридного кормопроизводства позволили подготовить Комплексную программу «Корма» по интенсификации пастбищного хозяйства республики. Сегодня эта программа как никогда нужна фермерским хозяйствам, занимающихся животноводством, разведением каракульских овец.
В кабинете мы увидели горки семян пастбищных растений, таких как изень, терескен, полынь, астрагал, олабута и десятки других ценных кормовых культур, которые не боятся морозов, засухи и повышенной солёности почв. Осенью, перед наступлением заморозков, на солончаках, где может расти одна лишь несъедобная гармала – признак деградации пастбищ, сотрудники НИИ высевают вручную эти ценные семена. Всё для того, чтобы восстановить некогда богатые растениями аридные территории.
- Мы работаем с местным населением, объясняем, что наши посевы, которые всходят в первую весну, надо беречь, дабы многолетние растения укоренились и дали семена, а потом, через год, спокойно можно пускать животных, ведь это ценные корма, с высоким содержанием калорий и витаминов, - говорит доктор сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник Гульноза Хамраева. – Но нас не слушают. Весной идет выпас скота на экспериментальных участках. Наши сотрудники не успевают за всем углядеть, а овцы и коровы выедают наши посевы еще до того, как они дают семена. Всё начинается заново. Поэтому нам нужна помощь как госорганов, так и общественности, экологов в этом вопросе. Ведь иначе не останется пастбищ, а значит, уменьшится поголовье скота, так любимой всеми баранины.
И опять нужны кадры, дополнительные финансовые средства для решения столь важной стратегической задачи, напрямую связанной с продовольственной безопасностью и устойчивым развитием. А еще для решения научных задач: интродукции, селекции и создания ценных сортов пустынных кормовых растений, в том числе тех, которые будут развиваться в Аралкуме, сдерживая наступление соленых песков.
Главная интрига
Ну, а теперь вернемся к интриге: для чего НИИ каракулеводства и экологии пустынь понадобилось закупать верхнюю мужскую и женскую одежду на гостендере? Как выяснилось, для музея.
- В институте на протяжении 75 лет функционирует «Музей коллекции оригинальных каракаульских шкурок», - говорит директор музея, кандидат биологических наук Умид Фазылов. - Сформированная коллекция шкурок, которых около двух тысяч, выступает зеркалом уникального генофонда каракульской породы овец и является эталоном редких окрасок, оригинальных расцветок и завитковых типов, пропагандируя селекционные достижения в каракульском овцеводстве. В экспозиции представлены образцы женской и мужской верхней одежды, головных уборов из каракуля. За последние десятилетия экспозиция не пополнялась новыми образцами, которые, к слову, изготавливались в швейном цеху НИИ. Поэтому, чтобы продемонстрировать современные модели верхней одежды из отечественного каракуля, наш институт закупил пальто, куртки и шапки. В эти дни они представлены на выставке Sof Expo Samarkand в Джамбайском районе.
Музей института, размещенный в большом зале, действительно представляет интерес. Среди экспонатов - чучела овец и ягнят, карта распространения каракульской породы, монографии, дипломы, сувениры и, конечно, разных оттенков и завитков каракульская смушка. Разглядывая всё это, невольно вспоминаешь общественное движение по защите животных и модельеров, которые выступают против натурального меха. На мой вопрос по этому поводу директор Н. Бобокулов отреагировал спокойно. «Да, туристы, которые у нас бывают, а также участники различного рода выставок нас часто спрашивают об этической стороне каракулеводства. Но я всегда говорю: «Каракуль – это продукт животноводства, такой же, как шкура коров или свиней, которую используют для изготовления обуви и галантерейной продукции. Однако никто не отказывается от туфель из натуральной кожи». Поспорить, конечно, с этим трудно, как и с тем, что каракулеводство – это надежный источник дохода сотен тысяч людей, которые кормят свои семьи.
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Фото автора.
Для справки
В 60-70-е годы учеными-каракулеводами в результате многолетней работе с каракульской породой овец созданы первые 12 высокопродуктивных заводских типов овец: Кызылкумский, Каракумский сур серебристый, Нуратинский сур, Навоийский сур золотистый, Свердловский сур серебристый и золотистый заводские типы, а также Сурхандарьинский породный тип сур бронзовой, платиновой, янтарной расцветок.
В этот же период на основе апробации утверждаются Нуратинский и Южно-Узбекистанский заводских типов овец серой окраски, Памукский, Каракумский, Кенимехский, Мубарекский и Нишанский заводские типы овец черный окраски. Из числа цветных типов животных, несколько позже, проведена апробация заводских типов Самаркандской, Гагаринской белой и Сайханской розовой окрасок каракульских овец.
В этот период в развитие каракульского овцеводства республики внесли достойный вклад, ученые-каракулеводы: В. М. Юдин, И. Н. Дьячков, В. И. Стояновская, Е. В. Одинцова, И.Я.Аверьянов, А. М. Лысов, Е. А. Паманский, М. И. Котов, Р. Т. Письменная, Н. С. Гигинейшвили, а также ученые Узбекского НИИ животноводства – Р. И. Григорьянц, В. С. Жилякова и другие, принимая участие в создание высокопродуктивных заводских типов каракульских овец.
Кстати…
В результате научно-исследовательской и селекционной работы, проводимой сотрудниками института совместно с практическими работниками, в последние годы племенная структура пополнилась семью породами каракульских овец. Это - Турткул каракалпакских красных каракульских овец, Нурота желтых каракульских овец, Узбекистан каракульских овец красного карандашного типа, Сарибель, Авазчол, Саржал, крупноцветная суровая каракульская овца Шафиркон.