Не эфемерные показатели, а конкретные результаты

Нарастающее напряжение в международных отношениях, резкие колебания в конъюнктуре мирового рынка, не прекращающиеся вспышки эпидемий, участившиеся природные катаклизмы накладываются на унаследованные от Старого Узбекистана диспропорции, накопившиеся социально-экономические проблемы. В этих условиях любая страна мира, включая и нашу, должна начать поиск путей, способных ускорить темпы экономического развития. 

Следует подчеркнуть, что на глобальные проблемы накладываются специфические особенности внутреннего характера. Сложной остается демографическая ситуация, ежегодно население страны возрастает на 700 тысяч человек, почти столько же достигает трудоспособного возраста.

С учетом совокупности внешних и внутренних факторов у нас нет иного пути как усилить внимание к  повышению эффективности экономической деятельности, вести поиск новых источников пополнения казны государства, необходимых для обеспечения оборонной, продовольственной и энергетической безопасности страны, не допуская при этом ухудшения благосостояния населения. В этих условиях особо важные и ответственные задачи возникают перед отечественными учёными-экономистами. 

Практика показала, что зарубежные эксперты, предложениям которых в нашей стране отводится приоритетное значение, не имеют возможности комплексного охвата внутренних факторов, и это приводит к принятию не совсем эффективных решений.

Например, когда речь идет о внешнем долге, рассматривается только одна сторона медали - его предельный размер. При этом упускается из виду то, что экономический эффект от внешних заимствований должен быть выше, чем расходы по его обслуживанию.

С этой точки зрения серьезным недостатком следует признать то, что у нас до сих пор не разработана методика, которая бы  позволила оценить эффективность инвестиционной деятельности, в части привлечения иностранных кредитов. То же самое касается ориентации экономики на рост ВВП, а не конкретных целевых показателей.

Доходит до смешного, когда зарубежные эксперты (МВФ и МБ) меняют годовые прогнозы по этому показателю на один или полпроцента. Им невдомек, что  более половины объема ВВП Узбекистана приходится на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, производимую миллионами владельцев подсобных хозяйств и десятками тысяч малых промышленных предприятий, где не может быть и речи об объективности статистической отчетности. Кроме того, желаемых темпов роста ВВП можно легко достичь с помощью высоких темпов инфляции (манипулирование дефлятором).

Другой пример. Вот уже пятый год как начато внедрение кластерной системы хозяйствования, но, кроме ожесточенных споров между ее участниками, другой картины мы не видим. Дело в том, что кластеры возникли в странах Запада в 90-х годах XX века, а предыдущие десятилетия были посвящены совершенствованию антимонопольного законодательства и правоприменительной практики.     

С учетом специфических особенностей экономики нашей страны мною начата разработка методики, которая, на мой взгляд, более объективно отражает эффективность макроэкономического развития страны. При этом за основу берутся доходы и расходы населения. Надеюсь на то, что ученые-экономисты Самарканда внесут свой вклад в ее совершенствование, поддержав мою инициативу.

Итак, при достигнутом объеме ВВП в размере $65 млрд., совокупные доходы населения страны достигают $31 млрд., из которых 23-24 млрд. формируются за счет внутренних источников, остальные - это денежные переводы трудовых мигрантов. Как видно, соотношение между объёмом ВВП и доходами населения составляет три к одному, в среднем денежные доходы на одного жителя страны за год составляют 900 долларов. Это подтверждает гипотезу о том, что даже наличие огромной разницы в объеме ВВП, не гарантирует наличие такой же разницы в денежных доходах населения. 

 За основу расчетов совокупных доходов населения приняты официальные статистические данные за 2018 год в размере 285 триллионов сумов, которые скорректированы с учетом роста ВВП, последствий пандемии, изменений, происходящих на трудовых рынках стран, принимающих трудовых мигрантов.

Внутренние источники доходов населения на две трети состоят из заработной платы рабочих и служащих, предпринимательского дохода, пенсий и пособий, а одна треть, из доходов от реализации дехканами сельскохозяйственной продукции.

Расходы населения имеют следующую примерную структуру:

- 80% направляется на приобретение продуктов питания и медикаментов, оплату коммунальных услуг, проведение свадебных мероприятий;

- остальная часть, в зависимости от предпочтений семей, направляется на приобретение непродовольственных товаров, включая легковые автомобили и бытовую технику, оплату транспортных, образовательных, медицинских услуг и услуг связи.

По нашим расчетам, на инвестиции, включая приобретение нового жилья, остается  менее одного миллиарда долларов. При сложившихся ценах жилищные условия ежегодно удается улучшить максимум 50 тысячам семей, и это при том, что население растет. Если учесть, что доходы населения сильно дифференцированы, то немалая часть новых квартир достается тем, у кого нет жилищных проблем. Поэтому данный вопрос заслуживает особого внимания,  глубокого анализа и внесения коренных изменений в программу развития отрасли.

Получив представление о структуре доходов и расходов населения страны, степени его покупательской способности, мы можем прийти к следующим  основополагающим выводам.

По мере опережающего роста цен на продовольствие,  сужается емкость рынка непродовольственных товаров, жилья и сферы услуг. Эта диспропорция отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность страны, снижает возможности создания новых рабочих мест. Пока что не прослеживается четкая программа правительственных мер, направленных на преодоление указанной диспропорции. К примеру, путем внесения изменений в структуру размещения сельскохозяйственных культур, повышения эффективности производственной, инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Экспортные поставки осуществляются без проведения глубоких маркетинговых исследований, без придания приоритетного значения насыщению внутреннего рынка продуктами первой необходимости. Дальше так продолжаться не должно, нужно приложить все усилия, чтобы остановить эту пагубную для страны тенденцию.

С этой точки зрения в сложившихся условиях понятие бедности аналогично понятию нерационального питания малодоходной части населения, которое влечет за собой  непрерывный рост государственных расходов на их материальную поддержку и здравоохранение. До того, как будет внесена ясность с показателем «Прожиточный минимум», в качестве первого шага достаточно разработать и осуществить элементарную программу, направленную на недопущение роста цен на 10-12 наименований продовольствия и моющих средств. Так поступают даже страны с развитой рыночной экономикой через субсидирование и льготное налогообложение. Тогда показатель бедности опуститься ниже нижнего предела и малоимущие семьи тоже смогут приступить к улучшению жилищных условий.

Узбекистан, который нацелен на то, чтобы создать социально ориентированную экономику, должен сконцентрировать весь свой производственный потенциал на то, чтобы достигать не эфемерного роста ВВП, а конкретных результатов по укреплению продовольственной безопасности, повышению реальных доходов населения, созданию условий для системного снижения цен на товары первой необходимости.

Илхом ВАФАЕВ,

экономист.

(Окончание следует).