Надо повысить «вес» запросов депутатов парламента

В своем выступлении на первом заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев уделил особое внимание усилению парламентского контроля. Действительно, на нынешнем этапе реформ, в эпоху стремительных перемен, усиление парламентского влияния будет играть важную роль в эффективном функционировании исполнительной власти.
В последние годы были созданы новые формы и механизмы парламентского контроля. В частности, Законодательная палата ввела процедуру заслушивания ответов членов правительства на вопросы депутатов. Была введена процедура, согласно которой, должностные лица давали разъяснения парламенту по текущим вопросам, вызывающим общественный резонанс. Кроме того, с 2019 года сложилась практика рассмотрения в нижней палате кандидатов в члены в Кабинет Министров. Эффективность контрольно-аналитической работы комитетов Законодательной палаты и фракций политических партий значительно повысилась. Однако существуют некоторые проблемы и недостаточно используемые возможности для дальнейшего повышения эффективности парламентского надзора.
Анализ показывает, что одной из важнейших форм парламентского контроля является подготовка и представление депутатских запросов и, самое главное, анализ его результатов.
На мой взгляд, основная причина, по которой институт депутатских запросов в настоящее время неэффективен, связана с пробелом в законодательстве. Практика использования депутатского запроса неправильна. Ведь неэффективность депутатских расследований не зависит от возможностей депутатов. Депутат является избранником народа. Но не все депутаты юристы: один – фермер, второй – строитель, третий – предприниматель. То есть, не все они одинаково компетентны в разработке законодательных актов, и это естественно. Поэтому главная задача депутата – поднять актуальную проблему, а далее она должна рассматриваться юристами, и здесь нужен системный подход по ее решению.
С точки зрения законодательства, депутатский запрос определяется как форма парламентского контроля. Поэтому процесс подготовки, представления и обсуждения результатов запроса следует рассматривать как документ, выпущенный парламентом. Наше законодательство детализирует процессы, связанные с парламентскими запросами. Известно, что Законодательная палата имеет право направить его должностным лицам государственных органов, органов хозяйственного управления с просьбой предоставить обоснованные объяснения или высказать свое мнение о реализации законов, государственных программ в различных областях и решении других важных вопросов, входящих в их компетенцию.
Предложение направить парламентский запрос вносится комитетами палаты, фракциями, а также не менее одной пятой части от общего числа депутатов Законодательной палаты для рассмотрения в нижней палате. Проект постановления Законодательной палаты о парламентском расследовании направляется инициаторами запроса к спикеру Законодательной палаты для включения в повестку дня следующего заседания. Проект парламентского запроса, а также другие необходимые материалы прилагаются к проекту постановления Законодательной палаты. Проект парламентского запроса должен содержать предложения по форме ответа на запрос (устный или письменный). Законодательная палата принимает решение об отправке парламентского запроса большинством голосов от общего числа депутатов. Должностные лица государственных органов, органов хозяйственного управления дают устный ответ на парламентский запрос на заседании Законодательной палаты в срок, определенный палатой.
Я предлагаю ввести детальную процедуру депутатского запроса (как, например, практикуется в парламентском запросе), чтобы прояснить его четкий механизм в законодательстве.
Инициаторами парламентского запроса являются комитеты, фракции, а инициатором депутатского запроса – депутат. В отличие от парламентского, депутатский запрос, как правило, связан с обеспечением прав и законных интересов избирателей соответствующего избирательного округа. В остальном механизм должен быть одинаковым.
Что дает такой подход?
Во-первых, повысится качество депутатских запросов. Потому что ответственность за качество подготовки депутатского запроса лежит не только на депутате. Депутат поднимает вопрос, его исправление, глубокое обоснование осуществляется с участием соответствующих ведомств и комитетов Законодательной палаты.
Во-вторых, повысится «вес» запроса депутата. Так как проект запроса депутата обсуждается на заседании Законодательной палаты, и направляется в соответствующие органы хозяйственного управления. Когда запрос депутата поступает в соответствии с постановлением парламента, ответственность должностных лиц возрастет.
В-третьих, возрастет результативность депутатских запросов. Должностные лица органов хозяйственного управления предоставляют информацию парламенту, а не депутату, и будут подотчетны парламенту. Такая ситуация, конечно, повышает ответственность чиновников и, в конечном итоге, делает депутатский запрос более результативным.
Конечно, переход к такой процедуре может привести к уменьшению количества депутатских запросов, увеличению числа вопросов, рассматриваемых на пленарном заседании, но качество запросов, их эффективность, польза для нашего народа, несомненно, возрастут.
Улугбек ВАФАЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса,
член фракции НДПУз.