На повестке дня – экологическая безопасность
Представитель облэкологии М. Мамедов на прошедшей на днях пресс-конференции предложил подписать меморандум со средствами массовой информации о сохранении Чупан-аты, возвращении Зарафшанского национального природного парка под контроль экологов, предоставлении доступа к карьерам не только сотрудникам «Хафвсиз дарё» и прекращении «закатывания» в трубы каналов и коллекторов в Самарканде. Все эти и другие вопросы экологической безопасности сегодня стоят очень остро в нашем регионе, но подпишут ли когда-нибудь такой меморандум и чем он может помочь реальному положению дел?
На пресс-конференции в областном Доме печати, на которой, к слову, было больше представителей областного управления экологии и охраны окружающей среды, чем журналистов или блогеров, с цифрами и некоторыми фактами было рассказано об итогах работы за полугодие данного ведомства. Новый начальник облэкологии Алишер Раимжанов отметил, что за это время 2 884 должностных и физических лица были оштрафованы на более чем 1,5 миллиарда сумов за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Среди основных нарушений – несанкционированный забор песка и гравия, рубка деревьев во время моратория, создание стихийных мусорных свалок, загрязнение водных ресурсов и другие.
Например, за полгода по области выявлено 255 незаконных свалок, с которых государственное унитарное предприятие «Тоза худуд» вывезло на официальные мусорные полигоны 436 тонн твердых бытовых отходов. Представителями экологии выдано 405 предупредительных писем сходам граждан, школам, детским садам, организациям и предприятиям об установке мусороуборочных контейнеров. На сегодняшний день организациями установлено 2 308 мусоросборников. Но, судя по продолжающимся заполняться мусором арыкам и обочинам, штрафные санкции действуют мало на экологически невежественных людей. И здесь необходима мощная пропаганда соблюдения чистоты на всех уровнях социума, а это уже задача хокимиятов и негосударственных организаций.
За вырубку деревьев оштрафованы свыше 280 граждан, включая должностные лица. Сумма штрафов составила 351,5 миллионов сумов, а сумма причиненного природе ущерба – 402, 6 млн. сумов. Был приведен случай из Каттакурганского района, где вокруг фермерского хозяйства «Мелихуджа Унумдор» незаконно вырубили 44 тутовника. На владельца хозяйства наложили штраф в 46,6 миллионов сумов.
Было также сказано, что в облэкологию поступают обращения от граждан и организаций, в которых просят срубить или обрезать засохшие деревья и кустарники либо мешающие ходу строительных и других работ. Такие обращения рассматриваются с выездом на место. За полгода по области по 374 заявкам проинспектировано 8 616 деревьев, из них сохранено 7 747 видов ценных пород. Однако за этот же период было дано разрешение на вырубку свыше 12 тысяч кустарников и деревьев, которые высохли. По словам А. Раимжанова, согласно закону, вместо каждого спиленного дерева или кустарника требуется посадить не менее 10 единиц зеленых насаждений. Кстати, весной этого года было высажено около 12 тысяч саженцев вокруг городских, районных центров и поселков области, вдоль дорог, в фермерских хозяйствах.
Здесь, однако, стоит заметить, что посадка зеленых насаждений, на которые тратятся миллиардные средства ежегодно, часто осуществляется без учета наличия ирригационной инфраструктуры. Например, сегодня, проезжая мимо Чупан-аты, мы можем видеть, чем закончились эти весенние работы: сотни сосен и можжевельников попросту высохли из-за отсутствия продуманной системы полива. Плачевная ситуация и на улице Афрасиабская г. Самарканда…
На пресс-конференции активно обсуждались проблемы незаконного забора гравия в руслах реки Зеравшан и его рукавов, из-за которого заметно снижается уровень реки и, следовательно, грунтовых вод. Экологи посетовали на то, что добыча нерудных материалов производится рядом с уже разрешенными карьерами, но и по последним есть претензии, потому что учет объемов проводится только сотрудниками ГУП «Хавфсиз даре», а это вызывает сомнение.
Т. Рахматуллаев задал вопрос по застройке исторической возвышенности – Чупан-аты. Кто дает разрешение на застраивание точками общепита и автомастерскими, домами и другими объектами территории, которая является климатическими воротами Самарканда и где формируются подземные источники питьевой воды? А. Раимжанов ответил, что за последнее время облэкологией было трижды отказано в подобном строительстве, однако самозахват территорий продолжается.
И, конечно, не была обойдена проблема засухи в Зарафшанском национальном природном парке из построенных дамб в 2019-2020-м годах. По словам начальника отдела облэкологии М. Мамедова, при их возведении никто не думал, что на реке будет столько карьеров и уровень воды в ней так резко упадет. Решать же возникшую проблему теперь должен Государственный комитет лесного хозяйства, в чьем ведомстве находится нацпарк. Хватит ли у него сил повлиять на ситуацию - покажет время, а пока там силами лесхозовцев планируется рытье колодцев и арыков, которые хоть как-то должны спасти тугайный лес от засухи…
Анастасия ПАВЛЕНКО.