Музей археологии СамГУ

Удивительное, познавательное и даже, сказала бы, духовно насыщенное место - музей археологии исторического факультета Самаркандского государственного университета. Здесь время идёт вспять и ты, стряхивая пелену тысячелетий, погружаешься в загадочную, необозримую даль.

Музей археологии (далее МА) при истфаке СамГУ имеет длинною историю, без которой его биография будет неполной. 1947-й. Именно тогда состоялись первые университетские археологические исследования под руководством Д. Н. Лева и в дальнейшем был создан кабинет первобытной культуры (1963 г.). Через несколько лет на этой уникальной базе организовывается Музей-лаборатория «по историко-археологическому изучению городища Афрасиаб» (1967 г.) под началом М. Д. Джуракулова, в ту пору декана истфака. Затем понадобится более трех десятилетий, чтобы сгруппировать и обобщить материалы, накопленные по итогам разведывательных и стационарных работ сотрудников кафедры археологии на территории Среднеазиатского междуречья. Это позволило открыть в 2001 г. Учебно-производственную археологическую лабораторию на историческом факультете СамГУ и, наконец, 26 сентября 2022 г. указом ректора Р. Халмурадова сформировать Музей археологии.

«Земля Узбекистана – колыбель цивилизации»

Этот тезис подтверждают уникальные археологические находки. Оговоримся сразу: университетские музеи в мире не редкость, хотя и являются специфическим феноменом культуры. Своеобразие уже в том, что об их существовании, порой, не знает не только обычная публика, а даже обучающиеся здесь студенты. Но при этом значимость музеев университетов, их конкретный вклад в развитие науки и актуализацию учебного процесса не вызывает сомнений.

Если заглянуть в книгу отзывов и посещений Музея археологии СамГУ, то можно испытать чувство гордости от многоязычия, изобилия теплых слов, высоких оценок, оставленных посетителями из разных стран. А не восторгаться музеем действительно нельзя. Судите сами: здешний фонд располагает более чем тридцатью коллекциями с 60 тыс. единиц хранения, причем каждый экспонат представляет несомненную научную, историческую, художественную значимость для истории Узбекистана. И эти цифры, заметим, гораздо солиднее запасов нашего прекрасного областного краеведческого музея, выставки которого, кстати, в момент его создания пополнялись не без помощи археологических исследований университета.

Более того, вузовские изыскания на стендах Музея археологии охватывают огромный временной отрезок - от мустьерского периода (150-40 тыс. до н.э.) до рубежа нашей эры. Имеются также раритеты, связанные с Самаркандом IХ-ХI вв., исследованные кафедрой на городище Афрасиаб. Демонстрируются редчайшие нумизматические собрания и клады, найденные как студентами в индивидуальном порядке, так и в результате профессиональных раскопок под чутким руководством преподавателей. Есть артефакты мирового значения. Каждый экспонат – страница открытой книги по истории Узбекистана.

Знакомство с экспозицией по праву начинается встречей с человеком, стоявшим у истоков, благодаря усилиям которого мы имеем в стенах университета этот удивительный уголок. Обязательно склоните уважительно голову и задержитесь у стенда с портретом и биографией ведущего исследователя каменного века Средней Азии, профессора, более четверти века руководившего кафедрой всеобщей истории, развернувшего масштабные полевые работы, автора многочисленных публикаций Давида Натановича Лева. В 1947 г. и на протяжении 10 лет он изучал самый древний памятник Самаркандской области – мустьерскую пещерную стоянку Аманкутан, расположенную в районе перевала Тахта-Карача. Обнаруженные в культурном слое грубые каменные орудия, остатки костров и очагов, ископаемой фауны - бурый медведь, олень, лани, азиатский муфлон - и положили тогда начало уникальной коллекции. И даже если рядовой самаркандец ничего не знает о трудах и вкладе профессора, то про этот археологический объект, конечно же, слышал; в народе так и называют «пещера Льва», исказив немного фамилию.

Д. Н. Леву и М. Д. Джуракулову принадлежит изучение Самаркандской стоянки, открытой при обустройстве парка-озера в центре города еще в 1939 году и вошедшей в археологические источники как единственный выразительный верхнепалеолитический памятник Узбекистана. Наряду с каменными изделиями, руинами жилищ, следами костров, охры, произведениями искусства, следами флоры и фауны, здесь, впервые на территории Средней Азии и Казахстана были обнаружены останки homo sapiens. Полученные данные внесены в обобщающие публикации по археологии Евразии.

Музейные коллекции неолитического поселения Гаркуша, Джамские и Сазаганские древности, металлурги поселения Тугай, захоронение Безымянного кургана античного Согда, святилище ранних номадов Жуков, обнаруженное на левом берегу Зеравшана – все это бесценное достояние Узбекистана, результаты исследований профессора Н. А. Аванесовой. Причем все упомянутое - лишь малая толика обширного материала, частичка экскурсии! Безмерное удовольствие прослушать ее полностью, переходя от экспоната к экспонату, в сопровождении Ноны Армаисовны Аванесовой, нынешнего трепетного хранителя великого исторического достояния.

Пересказывать рассказ, разумеется, не хватит ни знаний специалиста, погруженного в любимое дело, вросшего в археологическую науку судьбой, ни опыта. Во всяком случае, горение глаз у каждой витрины, кувшина, осколочка керамики, отпечатка листвы свидетельствует об искренности чувств. С упоением она рассказывает о неожиданном каком-нибудь замечательном обнаружении при раскопках и в стужу, и в проливные дожди, в грязи по колено, под палящим солнцем. И всё это надо было вытерпеть, преодолеть, прежде чем эхо былого подаст знак. Ноне Армаисовне такая удача улыбалась не раз и не два.

Еще когда несколько лет назад готовила материал к ее юбилею, профессор призналась: из всего этого богатства, представленного в экспозициях, самое-самое, раз и навсегда покорившее ум и сердце, - некрополи в Шерабадском оазисе (юг республики). Исследовались памятники археологическим отрядом СамГУ под руководством самой Ноны Аванесовой с 1986 года. Особенно дорог Бустон VI – один из памятников сапаллинской культуры по типу древневосточной цивилизации. Помнится, в той беседе назвала его открытие своей маленькой Троей…

- Феномен погребальной практики бустонских комплексов, – объясняет она, - характеризуется поликультурностью похоронных обрядов. Тут нами впервые выявлены церемониальные площадки, где проходили ритуальные действия, фигурирующие в ведических и авестийских источниках. Наибольший интерес вызывают полуназемные сырцовые камеры для кремации останков человека и глиняные поделки, соответствующие изобразительному дописьменному языку.

Теперь древние предметы доступно видеть и нам.

А потом с Н. Аванесовой задерживаемся возле древнейших фрагментов ткани конца II – начала I вв. до н.э. Обрывки натуральной шелковой ткани сохранились в погребении Безымянного кургана Сазаганского староречья (1978 год, раскопки О. И. Ибрагимова). По мнению ученых, эти образцы отражают следы начальной стадии формирования одного из маршрутов Великого Шелкового пути. Дабы сохранить их, Нона Армаисовна обратилась к специалистам-реставраторам музея Эрмитаж, где проведены работы по закреплению тканей, что позволило сохранить артефакты. Они же и определили, что помимо китайского шелка, выделяются фрагменты, изготовленные местными ткачами. Оценить их ценность сложно – они бесценны!

Уникальные коллекции Музея привлекают внимание зарубежных исследователей (университеты Беркли, Сорбонны, Болоньи, германского Археологического института и др.), которые приезжают к нам, чтобы поработать в археологических фондах и изучить богатейшее культурное наследие по истории нашего Отечества.

…Археология всё-таки интересная и занимательная наука, но изучение профессиональных тонкостей с трудом дается даже студентам-историкам, так как дисциплина имеет свои особенности и не преподается в средней школе, поэтому база и навыки для легкого запоминания отсутствуют. В связи с этим именно Музей призван активно способствовать учебному процессу при изучении дисциплины. Что он и делает: занятия проводятся с использованием собственных ресурсов, помогая студентам и магистрантам осваивать профессию через реставрацию, консервацию, камеральную обработку археологического материала, способствуя составлению учебных коллекций и наглядных пособий. Не забыта и популяризация науки о древности. Организуются внеаудиторные мероприятия: тематические конференции, диспуты, викторины, нацеленные на расширение знаний молодежи о духовной культуре Родины. Не правда ли, архиважная миссия? Тем более ныне, когда историческое наследие ставится во главу угла, как внутренней государственной политики, так и в общественной жизни.

Галина ТРОИЦКАЯ.

Фото автора.