Музеи на месте памятников

В Самарканде накоплен значительный опыт в области музеефикации архитектурных памятников. Ярким тому свидетельством может послужить архитектурный памятник - ансамбль Регистан.

Для начала давайте разберемся, что такое музеефикация архитектурных памятников? Это направление в рамках музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого состоит в преобразовании недвижимых памятников истории и культуры, а также природных объектов в объекты музейного показа. Музеефикация стала неотъемлемой частью современной музейной практики.    

Музеефикация архитектурного памятника представляет собой комплекс мероприятий, направленных на его реставрацию и создание необходимых условий для его функционирования в музейной среде.

Процесс превращения движимых и недвижимых памятников истории, природы в объект музейного показа предполагает исследование памятника, его консервацию и реставрацию, сохранение и воссоздание художественно-архитектурных интерьеров, природной и культурно-исторической среды, интерпретацию памятника посредством организации постоянных экспозиций и выставок, а также организацию необходимых условий для его обзора. Особую группу в рамках музеефикации недвижимых памятников составляют мемориальные объекты.

В Самарканде первые музеи были созданы именно в архитектурных памятниках, а отдельные здания для музеев построили лишь во второй половине ХХ века. Например, первые музеи в Самарканде открылись в медресе Мирзо Улугбека ансамбля Регистан, в особняке самаркандского купца Абрама Калантарова. Кроме того, многие дома-музеи расположены в непосредственной близости к мемориальным и архитектурным памятникам.

Музеефикация архитектурных памятников ансамбля Регистан началась в 80-годы ХХ века, хотя в 1918-1934 годах в медресе Улугбека функционировала экспозиция отдела истории и этнографии Самаркандского государственного музея истории культуры Узбекистана. В 1984 году после организации музея-заповедника в медресе Тилля-кари открыли музей «Истории изучения и реставрации архитектурных памятников Самарканда». Это был один из первых опытов музеефикации архитектурных памятников в республике. В 1985 году в ансамбле Регистан, а именно в медресе Шер-дор, создали музей-интерьер «Худжра студента средневекового медресе», в 1986 году - музей «Истории религии». В 1991 году в учебном помещении медресе Улугбека была организована выставка «Жизнь и деятельность Алишера Навои».

В 1993 году после создания дирекции ансамбля Регистан данную работу продолжили. Так, в 2003 году силами сотрудников этой организации в медресе Тилля-кари организовали постоянно действующую стационарную выставку «Произведения народно-прикладного искусства и ремесленников Самарканда», а также проводили реэкспозицию музея «Истории изучения и реставрация архитектурных памятников Самарканда».

В последующие годы в ансамбле Регистан организовали выставку «Научное и градостроительное наследие Мирзо Улугбека», музей-интерьер «Комната мударриса медресе Мирзо Улугбека».

К 600-летию медресе Мирзо Улугбека, по инициативе сотрудников ансамбля Регистан в нем создали музей «История образования в Самарканде», а в медресе Шер-дор организовали фотовыставку «Архитектурные памятники Самарканда». В 2021 там же появилась сцена-интерьер с использованием впервые восковых фигур выдающихся деятелей.

В 2022 году после передачи на баланс дирекции архитектурного памятника «Чорсу», здесь продолжили выставочную деятельность, которая была ранее. За короткий период в арт-галерее организовали шесть выставок на различную тематику.

Исходя из опыта и достигнутого успеха в музеефикации архитектурных памятников ансамбля Регистан, в 2021-2023 годах в Самарканде были превращены в галерею медресе Усматбая, открыт дом-музей Махмудходжа Бехбуди, музей «Шелковый путь: Узбекистан-Китай золотое наследие» в русско-китайском банке, в Георгиевской церкви - музей Дружбы народов и религиозной толерантности, арт-резеденцию Международного университета туризма и культурного наследия в историческом здании.

Важно, что проделанная работа позволит не только увеличивать число туристов в Самарканде, но и улучшает сохранность достопримечательностей города. В целом, музеефикация архитектурных памятников является одной из перспективных отраслей развития музейного дела, сохранения архитектурных памятников, а также развития туризма.

Хонкул САМАРОВ,

Рахим КАЮМОВ.