Монополия убивает инициативу
Электронная коммерция стала неотъемлемой частью современной экономики развитых стран. Общий мировой объём продаж в одном только потребительском сегменте в 2017 году превысил отметку в 9,8 триллионов долларов, и с каждым годом этот объем увеличивается на 17%. В ТОП-10 стран по объёму рынка e-commerce входят Китай, США, Британия, Япония, Германия, Франция, Южная Корея, Канада, Россия, Бразилия. Например, в Китае и США количество онлайн-покупателей уже превысило число оффлайн-покупателей. Становится трендом покупки через Интернет в Казахстане. А как дело обстоит у нас? Почему мы до сих пор плетемся в хвосте? Об этом мы поговорили с председателем республиканской Ассоциации электронной коммерции Музаффаром АЪЗАМОВЫМ.
Для справки
Музаффар Аъзамов также является учредителем онлайн-магазина Mato.uz, который первым в Узбекистане подключил валютный интернет-эквайринг.
- Вашей ассоциации год. Есть ли существенные изменения за это время на рынка e-commerce в республике? Можно ли говорить, что в этих изменениях есть и Ваше участие?
- Начну с того, что в мае прошлого года Президент Республики Узбекистан утвердил Программу развития электронной коммерции на 2018-2021 годы специальным Постановлением. К этому времени наша ассоциация уже работала, у нас уже имелось общее представление о состоянии электронной коммерции в республике, а потому нашими экспертами были выработаны определенные предложения по ее развитию. К счастью, с ними согласились, их включили в пункты программы, но на сегодняшний день ее реализация тормозится исключительно внутренними причинами.
- Что препятствует развитию электронной коммерции в Узбекистане?
- Многое. Но в основном, наверное, то, что каждый, госорган считает себя самым главным, а все вместе они не имеют потребности слушать и слышать предложения предпринимателей по решению насущных проблем, имеющихся в экономике. Примером этого является неудачная реализация налоговой реформы, следствием которой опять появилась полностью исчезнувшая в прошлом году разница при оплате за товар наличными или безналичными. Тормозит и безынициативность структурных подразделений государственных банков, на чем я еще остановлюсь подробнее. Кроме того, одно из весомых препятствий - это привычный для большинства населения взаиморасчет наличными средствами. 70% наших граждан при покупке товаров на онлайн-площадке, по-прежнему, предпочитает оплачивать наличными, а не по банковской карте или через платежную систему. Да что там онлайн?! В любом магазине подавляющая часть покупок - примерно те же 70% - оплачивается наличными, тогда как в Европе, США или Китае на это смотрят как на атавизм.
- В чем причина такого поведения потребителей?
- У нас все еще не созданы условия взаиморасчета, удобные для потребителя, а не для банка. Рядовой обыватель, решивший купить что-либо в онлайн-магазине, сталкивается с рядом проблем. Это и трудность пополнения банковской карты наличными, и несовершенство самой платежной системы Uzcard (монополия, а точнее, доминирующий игрок), и регулярные сбои мобильного интернета, и низкая скорость самого интернета. Поэтому сейчас ожидать резкого роста электронной коммерции будет наивно, хотя в Узбекистане огромный потенциал, много свободных торговых ниш, ждущих предприимчивых и смелых людей, которые смотрят вперед.
- Но с чего-то надо начинать, в этом вопросе, думаю, нам надо перенимать опыт у развитых стран.
- Безусловно. Мое участие в работе семинара "Трансграничная электронная коммерция и торговое продвижение", проходившего в Китае в прошлом году, дало возможность узнать опыт других стран. Как рассказывал представитель платежной системы Alipay, крупнейшей электронной платежной системы после Paypal, когда-то со схожей проблемой столкнулась Индонезия и другие страны. Они приняли простое и очень изящное решение: внесли изменения в законодательство, в соответствии с которым каждое торгово-сервисное предприятие, открывая счёт в банке, автоматически становилось его агентом. Теперь, приняв наличные и пополнив клиенту его счёт в банке, с каждой транзакции и большой супермаркет, и "магазинчик у дома", работающие чуть ли не круглосуточно, начали зарабатывать определенные комиссионные проценты от банка. Торговать стало удобнее, население само понесло свою наличность в банки.
- Возможно ли это у нас?
- Думаю, для этого в нашей стране достаточно законных и подзаконных нормативно-правовых актов. Однако нужна реальная конкуренция в данном сегменте рынка услуг, которой на данный момент у нас нет. Например, есть такая платёжная система Paynet. У некогда полностью частной компании, а ныне структурного подразделения "Халкбанка", имеется и программа, и лицензия, и деньги, и программисты, и широкая филиальная сеть, работающая практически круглосуточно. При этом Paynet в своём сегменте является формально доминирующим игроком, а по существу все та же монополия, принадлежащая государству, так как "Халкбанк" полностью государственная собственность. На своём сайте "Халкбанк" сообщает, что 33,34% его акций принадлежит Центральному банку, 33,26% Фонду реконструкции и развития республики, оставшиеся 33.3% Министерству финансов РУз. Получается, что владельцам банка не нужен дополнительный закон, потому что постановления, инструкции и другие документы ЦБ и Минфина уже имеют силу закона. Следовательно, ЦБ и/или Минфин достаточно дать указание руководству "Халкбанка", а тому передать распоряжения директору компании Paynet, чтобы в имеющийся программный комплекс внести изменения, делающее возможным пополнение в дилерской точке компании Paynet наличными банковской карты потребителя, выданной любым банком Узбекистана. Еще два года назад наш Центробанк мог бы начать процесс вовлечения наличных средств, находящихся во внебанковском обороте в легальный оборот, и тем самым создавать хоть какие-то условия для развития электронной коммерции. Но увы. В результате сегодня Paynet - это наглядный пример того, как монополия своим существованием убивает любую экономическую инициативу на рынке.
- Есть ли другой выход из положения?
- Конечно. Сегодня наиболее оптимален вариант назначения всех торгово-сервисных предприятий агентами коммерческих банков. Это позволит за 1-2 месяца создать почти круглосуточно работающую банковскую сеть, покрывающую всю республику, так как в любом легально работающем магазине уже имеется банковский терминал и контрольно-кассовая машина (без терминала Государственный налоговый комитет ККМ не регистрирует). В техническом плане достаточно установить на банковском терминале новую программу, допускающую зачисление на пластиковую карту необходимой суммы. В законодательном аспекте – Центральному банку следует поменять свои внутренние инструкции, по которым работают коммерческие банки.
- Почему этого не делают?
- Возможно, как у нас принято, опять ждут указания "сверху", хотя Президент Республики Ш. Мирзиёев и так сказал, что необходимо минимизировать участие государства в деятельности банков. А возможно, опасаются, что начнутся нарушения финансовой дисциплины. Однако, на мой взгляд, длительное существование в республике теневой экономики – по данным вице-премьера Д. Кучкарова, до 50 процентов - уже свидетельствует о существовании повальных нарушениях этой самой дисциплины, ставших в нашей стране характерной чертой ведения бизнеса, на чем выросло целое поколение. Поэтому считаю, что возможные финансовые нарушения по объемам и масштабам будут гораздо меньшим злом, чем то, что имеет государство сейчас. Зато в итоге этот шаг будет способствовать прогрессу.
Беседовала
Анастасия ПАВЛЕНКО.
Факт
По данным Ассоциации электронной коммерции Узбекистана, сегодня услугами онлайн-магазинов и сервисов пользуются, в основном, жители крупных городов Узбекистана - Ташкента, Ташкентской, Ферганской, Андижанской и Самаркандской областей.