Мони и его роль в мировой истории

Западные и бывшие советские ученые - востоковеды его называли Мани, а основанную им религию - манихейством. Изучив множество исторических древнеперсидских материалов, я пришел к выводу, что в действительности его звали Крику, а Мони (не Мани) был его псевдонимом. Притом ударение ставилось на первый слог, что дает основание именно так писать и произносить. Следовательно и его учение следовало бы назвать не манихейством, а монизмом.

Второе недоразумение то, что очень многие считают эту интересную историческую личность иранцем, а иранские ученые его происхождение называют вавилонским. Член Академии Наук СССР, известный таджикский ученый-востоковед Б. Гафуров тоже был такого мнения. Однако появившиеся новые исторические материалы говорят о том, что зачинатель новой религии родился в 215 году в ливийском городе Библе, в семье богатого и знатного иранца. Это давало Мони возможность получить хорошее образование и глубоко овладеть арамейским языком, его письменностью. Знание арамейского языка и письменности позволяло Мони изучить христианство, а в дальнейшем включать некоторые его принципы в свое учение.

Как появилось недоразумение по поводу месторождения духовного учителя? Поскольку древний город Вавилон на всех языках Востока называют Бобул, то его легко можно перепутать с Библем. Кроме того, оба эти древних города находятся недалеко друг от друга, отсюда и путаница.

Мони с раннего детства увлекался изобразительным искусством и музыкой, а также изучением религии древнего Ирана - зороастризмом и его священной книгой «Авестой».

Получив хорошее образование, он путешествовал по существовавшим тогда Сасанидской и Кушанской империям, где господствовал буддизм. После пребывания в Индии в 242 году Мони начал проповедовать свое учение, которое частично позаимствовал у христианства, включая соблюдение поста, подаяние по воскресеньям и праздничным дням. Для проповедников своей религии перенял у христианства обет целибата, то есть безбрачия, и ношение одинаковой одежды.

Мони признавал «Библию» и «Авесту». При этом категорически отрицал устрашающий в христианстве рай и ад. Наряду с этим, он отрицал трехпалатную потустороннюю жизнь в зороастризме, то есть рай, ад и находящийся между ними раздел для душ покойников, которые совершали добро и зло. Мони, признавая все божества огнепоклонников, отвергал чудеса предыдущих пророков, считая, что в этом мире божественный дух или свет, который является главным фактором жизни, находится под воздействием духа и тьмы. Чтобы спасти дух добра и света, он считал важным избавиться от скупости, обмана, жестокости, убийства, воровства, коварства, интриг, равнодушия, шаманства и магии, и в то же время верить в разум, бога, свет и его силу.

Мони, заимствуя у буддизма и индуизма вегетарианство, запретил употреблять мясные, рыбные и птичьи продукты, дабы не нарушать природный баланс. Он ввел в свою религию буддийский принцип инкарнации человеческой души.

Будучи пророком, философом, реформатором и великим просветителем, Мони хорошо понимал, что без единой письменности и языка ему будет невозможно распространять свое учение. И первым делом в Сасанидском Иране заменил старую, очень сложную клинописную письменность на легко изучаемую арамейскую. Как свидетельствуют исторические источники, на этом языке он сочинил шесть книг, а на среднеперсидском языке пахлави написал книгу, посвященную иранскому шахиншаху Шапуру I (годы его правления 242-272 гг.) под названием «Шапуракан». Убедив шаха, ему удалось узаконить свое учение в староиранском городе Ктесифон. Кстати, Шафирканский район Бухарской области по какой-то причине имеет такое название.

Арабский историк Ан - Надим (Х век) отмечал, что книги Мони в то время были доступны. Великий Беруни в XI веке говорил о наличии его книг в Хорезме.

Книги, написанные Мони на арамейском, в начале переводились на персидский, а затем через согдийский переводились на хорезмский диалект персидского языка. Дальше следовали переводы на уйгурский и старотюркские языки. Учитывая гуманные и общечеловеческие положительные идеи в новой религии Мони, народы Сирии, Ирана, Средней Азии (включая Самарканд), Кашгара и Восточного Тюркского каганата и частично Китая, один за другим последовательно приняли его учение.

Еще при жизни Мони появились преданные ему ученики, такие как Мар Аммо, которые ускоряли процесс распространения данной религии по маршрутам путешествия. Особую популярность повсеместно завоевала его книга «Аржанг» или «Артанг», которая была посвящена изобразительному искусству и способам книжного оформления, иллюстрации. Другая прославленная книга Мони называется «Авангелион» («Ангелы»).

Мони в своем учении особое внимание уделял изобразительному искусству, иллюстрации, настенной росписи и музыке, поэтому многие люди добровольно принимали его религию. Повсеместная слава и головокружительный успех Мони, распространение его гуманного учения вызвали недовольство со стороны официальных представителей буддизма, зороастризма и христианства.

В 275 году после путешествия в Китай Мони был арестован, закован в цепи, а затем по приказу нового шаха Ирана Бахрама I (273-276 гг.) и по наущению главы зороастрийской религии в Иране по имени Картер был казнен в 276 году. С его мертвого тела содрали кожу, набили ее соломой и повесили на старинные ворота Ирана Джундишапур.

Последователи Мони тоже подверглись гонению и наказанию не только со стороны огнепоклонников, но и со стороны догматиков христианства и буддизма.

Справедливо отметить, что хотя Мони и его последователи были физически устранены, передовые и гуманные идеи учения успели проникнуть в среду прогрессивных людей не только Азии, но и Европы. Несмотря на преследование со стороны христианской церкви во Франции и Испании, довольно долго нелегально функционировали последователи Мони, проповедуя манихейство.

В Средней Азии одновременно существовали зороастризм, несторианство (одно из течений в христианстве) и буддизм. Тем не менее учение Мони здесь утвердилось без особых трудностей. В V-VIII веках через Мургабский оазис Тохаристана и Согда учение проникло в Восточно-Тюркский каганат со столицей Турфан и Уйгурский каганат, а также в Китай, где оно было объявлено государственной религией с позволения императора.

Мони  пророк–реформатор, гениальный художник, музыкант, каллиграф – иллюстратор, философ–гуманист, создавая свою гибридную религию без применения насилия, с помощью изобразительного и музыкального искусства внедрял среди народов Азии. Кстати, изобразительное искусство в храмах христианства и присутствие в них органной музыки, отпевание приписывают влиянию идей Мони. Развитие настенной живописи, скульптуры, книжной и настенной иллюстрации, а также миниатюры в Иране и Средней Азии тоже происходили под воздействием его идей.

Великий художник ХV века Камолиддин Бехзод считал себя последователем Мони. Прославленные поэты Фирдауси, Низами, Амир Хосров Дехлави, Джами и Навои в своих произведениях с восторгом упоминали о Мони как о великолепном художнике, музыканте, мастере по иллюстрации книг.

К великому сожалению, до сих пор нигде - ни в Сирии, ни в Иране, ни в странах Средней Азии и Китае - нет ни одного памятника, не снято ни одного фильма, посвященного гениальному Мони. А ведь он символ интересного пласта истории и духовного развития человечества…

Муминбек СУЛТАНОВ.

НА СНИМКЕ: скульптура «Мани» Ивана Коржева (Россия).