Миф и правда о Кафыркале

Кафыркала – городище близ Самарканда – в числе других памятников Зарафшан-Каракумского коридора вошла в сентябре этого года список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

О Кафыркале впервые услышал весной 1964 года, когда один пожилой человек, чье имя уже и не вспомнишь, рассказывая о божьем величии и справедливости, привел пример, как он покарал обитателей целой крепости за ослушание. Якобы в старину за каналом Даргом существовала большая крепость, в которой жили неверующие в единого бога жители. Они совершали обряды и обычаи, абсолютно противоречащие исламу, поэтому живущие в окрестности правоверные мусульмане собрались у крепости и потребовали от ее обитателей вести себя по шариату. Но те, закрывая ворота крепости, отказались в грубой форме. Тогда правоверные просили Всевышнего покарать их за дерзость и упрямство. Спустя некоторое время, в небе якобы появились густые тучи и грянули гром и гроза, а затем сильнейшая молния ударила по крепости, и пожар охватил ее всю. Буквально за какое-то время крепость сгорела со всеми жителями. И с тех пор эту крепость называют Кафыркала, то есть крепостью Неверующих.

По возвращении домой все услышанное я рассказал отцу. Мой отец -учитель истории с четвертьвековым стажем - выслушал меня и сказал, что об этом он тоже слышал, но, по его мнению, данная легенда обычный вымысел. Он читал в книге «История народов Узбекистана» известного учёного востоковеда Толстова о том, что в крепости Кафыркала проживали согдийцы. В начале восьмого века арабские войска разрушили эту крепость.

Год спустя после разговора с отцом, в 1965 году, в Самаркандском районе распространился слух о том, что при освоении новой земли недалеко от Кафыркала земледельцы колхоза «Комсомол» наткнулись на древнее кладбище, где человеческие останки оказались захоронены в одеждах. Я сразу поехал туда, подумал, что данная находка прольет свет на историю данной крепости. Названное кладбище находилось буквально справа от дороги Самарканд – Термез, которая шла по древнему Шелковому пути на расстоянии 3-4 км южнее от Кафыркалы. Как многие утверждали, на этом кладбище были захоронены арабские воины-шахиды, убитые от рук согдийских воинов-защитников. Но я тогда еще не мог вообразить всю картину военных действий и вообще многое не знал.

На следующий год я поступил в Самаркандский государственный университет, где, наряду с другими науками, глубже изучали историю Узбекистана. В 1969-1970 годах готовились к празднованию 2500-летия Самарканда, и была опубликована книга коллектива ученых-академиков «История Самарканда». Внимательно читая ее, я надеялся найти материалы, касающиеся истории крепости Кафыркала. Вопреки моему ожиданию, в этой книге не было никаких сведений о ней. Единственно было написано, что канал Даргом, который протекает рядом с Кафыркалой, прорыт в V веке и изначально его глубина достигала не более одного метра, а ширина около 6 метров. Ныне этот канал опустился вниз, и его глубина местами достигает около 15-20 метров, а ширина доходит до 30-40 метров. Отсюда выходит, что в то время Кафыркала и ее окрестности орошались беспрепятственно из Даргома, и некогда эти места были зелеными и цветущими.

В восьмидесятые годы прошлого столетия в научных трудах известного таджикского ученого, члена АН СССР Б. Гафурова и археолога В. Зезинковой я, наконец, встретил сведения о том, что в пригороде южнее Самарканда, на расстоянии 10-12 км находится разрушенная до основания большая крепость Кафыркала. Здесь при раскопках обнаружены старинные керамические изделия и наусы (оссуарии, костохранилище), которые свидетельствуют о принадлежности обывателей данной крепости к зороастризму.

А совсем недавно в сети Интернет я посмотрел два видеоролика, в которых рассказывалось о начатой в 2019 году совместной узбекско-японской археологической экспедиции на Кафыркала, а также о единственной находке в Центральной Азии обугленного деревянного панно с изображением зороастрийской богини изобилия и благополучия Анахиты (Нанна). Как предполагают ученые, Анахита в окружении вельмож и жрецов напоминает празднование согдийцами праздника Навруз.

В своем интервью самаркандские археологи рассказали о том, что с большим усилием в течение трех лет обугленное резное панно удалось отреставрировать. Французские специалисты привезли специальные панели для каждого индивидуального фрагмента, благодаря чему обугленное резное дерево теперь можно не только передвигать, но и вешать на стену. Таким образом в прошлом году панно оказалось выставленным в музее Парижа – Лувре.

Все эти сведения дали мне повод всерьез заняться изучением Кафыркалы. И первое, о чем подумалось, что жители крепости не были неверующими, они проповедовали огнепоклонничество, и у них был свой бог Ахура Маздо, то есть Ормузд. Второе, арабские захватчики, не сумев сразу преодолеть сопротивление согдийцев, сожгли дотла эту крепость вместе с прилегающей территорией. Третье, обыватели крепости, видимо, не сдались захватчикам, поэтому последние и дали презрительное название Кафыркала.

Теперь подробно об этой крепости. Это было городище с цитаделью, которые занимали целых 16 гектаров без учёта, прилегающий к ним различных построений. Внутри цитадели более 23 малых и больших трехэтажных помещений, а напротив арочных ворот, возможно, располагался дворец правителя, в котором и было найдено выше упомянутое панно. Цитадель, судя по возвышенности, была окружена мощными стенами, за которыми был ров. С разных сторон крепостных стен имелись шесть сторожевых башен.

Кроме того, поодаль от крепости справа, на расстоянии от «Шёлкового пути» в два и один километр, находятся крепости намного меньше, но с такими же стенами и рвом, хотя без дополнительных сторожевых башен. Предположительно, обе эти крепости были казармами воинов, защитников городища.

В окрестностях было множество холмов. Но в результате урбанизации в наше время эти холмы были пущены в качестве расходного материала для выравнивания глубоких оврагов. Возможно, под слоем грунта в этих холмах находились крупный караван - сарай и рабаты.

Изучая труды историков, археологов и собрав все факты, я пришел к такому мнению, что в начале VIII века арабские войска после захвата Чаганиан (нынешняя Сурхандарьинская область) овладели Кешем (нынешний Шахризябз). При переходе через перевал Тахта-карача, на юге города столкнулись с вышеупомянутыми согдийцами. Вышеназванное кладбище было результатом того боя, и оно пополнялось и в следующих сражениях.

Согдийские воины, владея искусством стратегии, оборонялись под прикрытием крепостей при наличии малочисленных воинов, а затем, укрывшись в трех крепостях, тщательно готовились к обороне. Имея большую силу, арабы одновременно атаковали все три крепости. Согдийские лучники, которые еще со времен Александра Македонского прославились своим мастерством и меткостью, не давали неприятелю устанавливать над рвами мосты и подогнать стенобойные машины для пробивания брешей в стенах. После долгих безрезультатных попыток арабы привезли метательные аппараты, куда заложили сосуды с нефтью и, зажигая их, закидывали их в крепости. В начале согдийцам удавалось одновременно обороняться и бороться с огнем, но неприятель все больше увеличивал количество огнеметов, и пламя постепенно охватывала все территории крепостей. Даже в таком безвыходном положении согдийцы предпочли умереть с достоинством, нежели быть в неволе у врага. Оккупанты после захвата крепости разрушили все сооружения этого городища, превратив их в руины.

Кстати, захватчики так же поступали с крепостью в иранской провинции Мозандаране и российском Дагестане, а еще в Каттакурганском регионе. И каждую из этих героических крепостей клеймили унизительным названием «Кафыркала». В последующие века коренные жители этих мест, наивно поверив в клевету захватчиков, презирали эти крепости. При этом они не догадывались, что на самом деле ими презираемые защитники крепости являлись достойными предками. А люди, не зная правды, придумали небывалые выдумки, типа во исполнении божьей кары сказочная птица Семург взмахом крыла уничтожала эти крепости за нечестивость. Между прочим, жители Самарканда в ответ за их деяние эту степь остроумно называли Дашти Миср, то есть Египетской степью, при этом под словом «Египет» подразумевали арабов и пустыню Сахару.

Долгое время, вплоть до ХIV века, эти места оставались безлюдной пустыней. Благодаря созидательной деятельности Амира Тимура по южной части степи, на расстоянии 5 км параллельно с Даргомом, был проведен небольшой канал – арык, который назвали Янги-Новый. Янги-арык способствовал постепенному озеленению местности.

В 50-60-е годы прошлого века были организованы большие посадки фруктовых садов и виноградников. В 80-е годы с перемещением самаркандского райцентра со всей инфраструктурой в этот регион все пустынные земли и овраги были выровнены, порою безответственно за счет прилегающих холмов, которые имели историческое значение.

Теперь, хоть и с опозданием, необходимо установить истинное название крепости Кафыркала, а также личность его героического правителя. И думаю, что после включения городища в список Всемирного наследия ЮНЕСКО государству следует взять его под строгую защиту, так как со всех сторон ему грозит захват территории различными предпринимателями и структурами.

Муминбек СУЛТАНОВ.

Фото автора.