Мелодии Поднебесной

Вместе с весенними переливами птиц в нашем городе 29 марта прошло исключительно яркое представление творческого коллектива театра песни и танца провинции Шаньдун Китайской Народной Республики. В переполненном зале областного государственного театра музыкальной драмы в рамках культурного обмена зрители увидели не только старинные музыкальные инструменты, танцы, костюмы, но и жонглеров, гимнастов и акробатов Поднебесной.

Трансформация Великого шелкового пути, охватывающего полпланеты, удивительным образом коснулась сегодня не только торгово-экономических отношений между Узбекистаном и Китаем, но и в бесценном обновлении культурного обмена.

Самаркандский зритель смог лицезреть уникальные музыкальные инструменты, часть из которых появилась еще во II веке до нашей эры в эпоху Цинь. К примеру, шэн - разновидность губной гармоники. В старинных шэнах корпус изготавливался из тыквы-горлянки, современные же из металла. Издавна существует мнение, что европейские орган и аккордеон произошли от шэна.

Не менее красочно прозвучали технически сложный по исполнению инструмент сона (внешнее напоминающий детскую трубу). Некоторые специалисты его появление в Китае связывают с Персией (современный Иран). Сейчас этот инструмент широко используется во многих ритуалах - от свадеб до похорон.

Невероятным и удивительным для самаркандцев стала высокопрофессионально исполненная композиция «Сто птиц встречаются с фениксом», часть которой играется на свадьбах в Китае. В ней мы услышали подражание радостным звукам (переливов) различных птиц на таких инструментах, как сона и бамбуковая флейта - дидцы.

Китайская народная музыка очень ритмична, а большую организационную роль в этом играет ударный инструмент гангу – мембранный, ударный инструмент, род двустороннего малого барабана, на котором играют не только деревянными палочками, но и руками.

Очень поэтично и музыкально прозвучали старинные струнные инструменты жуань (прототип американского банджо) и эрху (ратина узбекского гиджака).

Юный жонглер покорил всех своей техникой жонглирования. В его руках легко мелькали от трех до десяти шаров. Очень пластичная китайская акробатка представила зрителям технически сложную композицию.

Не менее впечатляющими были традиционные китайские танцы, поразившие своими богатейшими костюмами и витиеватым рисунком исполнения. Эти танцы в далекие времена были доступны только взору китайским императорам, и вот теперь наша публика лицезрела их воочию.

Благодарная публика, стоя, долго аплодировала замечательным артистам, многие фотографировались с ними на память, а это значит, есть надежда, что наша узбекская молодежь после таких встреч будет стремиться к высоким стандартам музыкального искусства и возрождению третьего Ренессанса.

Э. ЕМЕЛЬЯНОВА,

член Союза композиторов и 

музыковедов Узбекистана,

преподаватель специализированной школы искусств г. Самарканда.

Фото Б. Мустанова.