Между энергетической стабильностью и продовольственной безопасностью

Не откроем Америку, если будем утверждать, что на вершине пирамиды потребностей наших граждан находятся питание и энергообеспечение, иными словами, продовольственная и энергетическая безопасность.

Глубоко не вникая в причины сложной ситуации, возникшей в энергетической системе страны, попробуем разобраться в факторах, от которых зависит ее улучшение. В это трудно поверить, но оно находится в прямой зависимости от углубления реформ в аграрной сфере. 

Расчеты показывают, что более половины добываемого природного газа в первичном или переработанном в электрическую энергию виде направляется на нужды населения. Если обратиться к цифрам, то это примерно 25-30 миллиардов кубометров в год. В Обращении Президента страны к Парламенту и народу Узбекистана говорилось о том, что для нормального функционирования энергосистемы, преодоления накопившихся здесь проблем потребуется привлечь более $20 млрд. инвестиций. Так как в кредитах и инвестициях нуждаются и другие отрасли народного хозяйства, то решение рассматриваемой проблемы подобным образом может затянуться на 10-15 лет. Однако необходимость сохранения ускоренных темпов социально-экономического развития Узбекистана не дают возможность откладывать  ее решение в столь долгий ящик.

Мы также не можем рассчитывать на импорт природного газа в значительных объемах, так как по мере изменения конъюнктуры мирового рынка, цены могут быть подвержены значительным отрицательным колебаниям. А это значит, что по мере возрастания субсидирования отрасли, ускоренными темпами будет возрастать и внешний долг. Следовательно, у нас не остается иного выхода, кроме как наращивать собственную добычу данного углеводородного сырья. В противном случае, семьи, которые имеют трудность в оплате при действующих тарифах, окажутся в еще более сложном положении. Известно, что зарубежные эксперты предлагают и даже настаивают на повышение тарифов на природный газ и электроэнергию, потребляемые населением, аргументируя это необходимостью отказа от субсидирования энергосистемы. Это даст возможность сформировать внутренний источник для привлечения инвестиций в отечественную газовую промышленность, поэтому с такими доводами сложно не согласиться.

Логично предположить, что решение данной проблемы, в первую очередь, зависит от совершенствования структуры доходов и расходов населения. Расчеты показывают, что из общего объема доходов более 75 процентов городские семьи тратят на приобретение продуктов питания и медикаментов. К примеру, при индивидуальных суточных расходах на эти цели в сумме 22-25 тысяч сумов, месячные расходы семьи, состоящей из четырех человек,  составят 2,6-3 млн. сумов.

Наглядно видно, что даже при действующих тарифах у преобладающей части семей на оплату коммунальных услуг остаются незначительные суммы, так как их опережают расходы на приобретение лекарств, непродовольственных товаров первой необходимости, оплату  услуг транспорта и связи. 

Ознакомившись с данными цифрами, можно прийти к выводу о том, что расширение внутреннего источника финансирования энергетической системы зависит от разработки комплекса мер, направленных на сокращение расходов населения  страны на приобретение продуктов питания.

Расчеты показывают, что при правильном размещении сельскохозяйственных культур, совершенствовании хозяйственного механизма аграрной сферы, велика вероятность ежегодного снижения цен на сельскохозяйственную продукцию на 10-15 процентов, а это равноценно экономии всеми семьями страны 2,5-3 миллиардов долларов. При научно-обоснованном подходе этой цели можно добиться в течение ближайших двух-трех лет. И только тогда можно будет вести разговор об оптимизации тарифов на электрическую энергию и природный газ, поставляемые населению, о гарантированном финансовом обеспечении газовой промышленности, не прибегая к внешним заимствованиям. Бесспорно и то, что нельзя перекладывать указанное бремя на плечи предприятий промышленности или сферы услуг, так как это повлечет за собой всплеск инфляционных процессов.

Параллельно этому, нужно возобновить начатый, но не доведенный до логического конца эксперимент по переходу на дифференцированную оплату энергоресурсов на основе установления фиксированных норм потребления. В этом смысле и  город Самарканд, которому решено придать статус города республиканского подчинения, может стать примером для других административных единиц республики.

С этих позиций жители городов вправе ожидать от республиканских и региональных органов управления положительной динамики цен, совершенствования системы их обеспечения картофелем, другой плодоовощной продукцией первой необходимости,  мясными и молочными продуктами.

Снижению цен на сельскохозяйственные продукты, среди прочего, может способствовать правильная организация размещения культур на выделяемых дехканам землях, высвобождаемых из-под хлопка-сырца. Около семи тысяч гектаров земельных площадей, розданных в прошлом году для организации в нашей области новых дехканских хозяйств, для жителей Самарканда ожидаемых результатов не дали. Доказательством тому являются непрерывно растущие рыночные цены на лук, морковь, картофель, рис.

Согласно экономической теории, цены могут снижаться тогда, когда объемы производства растут быстрее, чем потребности населения. На днях Госкомстат республики сообщил о том, что за первое полугодие картофеля выращено на 3,3% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Следовательно, с учетом роста населения предложение «второго хлеба» практически не изменилось. Неуклонно продолжают расти цены на говядину, баранину, молоко и яйца, и, в данном случае отрицательное влияние такого фактора, как экспорт, исключается.

Как известно, по республике 100 тысяч гектаров таких площадей распределены между дехканами и в нынешнем году. В нашей области, их в первую очередь, нужно было использовать для создания кормовой базы для животноводства, так как у нас в этом деле больше нерешенных проблем, чем у остальных регионов страны. Как обстоят дела на самом деле, мы не знаем, но известно другое, - наша область по числу поголовья крупного рогатого скота делит первое-второе места с Кашкадарьинской областью, но площадей, отводимых для размещения кормовых культур, у нас значительно меньше.

Достижение положительных результатов зависит от внесения аргументированных изменений в хозяйственный механизм, в систему материально-технического снабжения как фермерских, так и дехканских хозяйств, совершенствования системы реализации дополнительно выращиваемой продукции. Так как сельскохозяйственные земли в разных регионах значительно отличаются по степени плодородия почвы и географической отдаленности от рынков снабжения и сбыта, то соответственно этому должны будут совершенствоваться механизмы налогообложения и кредитования.

Известно, что вышеназванные участки земли от рук фермеров, как правило, переходят в распоряжение малообеспеченных семей, которые ограничены в средствах, необходимых для их эффективного использования. Ситуация по известной причине усугубляется по мере сокращения денежных переводов от трудовых мигрантов, находящихся в РФ. В этих условиях горожане, в свою очередь, должны подумать над тем, как подставить плечо аграриям, то есть над формами организационно-технического и финансового сотрудничества с сельчанами.  Государственные службы должны позаботиться о том, чтобы с наименьшими затратами, с лучшими качественными показателями и по приемлемым ценам доставить продукцию полей до прилавков городских дехканских рынков и магазинов.

Следует особо подчеркнуть, что значительные резервы в деле бесперебойного обеспечения отраслей экономики и населения кроются в реализации программ по энергосбережению. Однако для этого нужно осуществить коренные структурные изменения в экономике страны, техническое перевооружение и модернизацию промышленной сферы, преодолеть господство монополий в энергоемких отраслях, а это достаточно сложный и длительный процесс.

Возникает резонный вопрос: чего ожидать от предстоящего осенне-зимнего периода? Не сильно надеясь на милость природы, придется уповать на ответственность и компетентность тружеников-энергетиков…  

Илхом ВАФАЕВ,

начальник отдела маркетинга областного Совета предпринимателей.