Мебельное производство: медленно, но верно
Лидерами в сфере производства мебели в республике выступают столица и пять областей - Ташкентская, Ферганская, Наманганская, Кашкадарьинская и Самаркандская. По статистическим данным, на них приходится более 80% всего мебельного производства страны.
В целом, в Узбекистане насчитывается более 5 000 предприятий, обеспечивающих занятостью более 300 000 человек. В Самаркандской области на сегодняшний день действует почти 300 предприятий, специализирующихся на производстве мебели и мебельных изделий, которые за прошедшие девять месяцев выпустили продукции на более 200 млрд. сумов.
Для развития сферы 10 февраля этого года принято Постановление Главы государства «О дополнительных мерах по стимулированию производства и экспорта мебельной продукции», в соответствии с которым с 1 февраля 2023 года по 1 января 2024 года ввоз запасных частей, фурнитуры и аксессуаров, используемых при производстве мебели, облагается нулевой ставкой таможенной пошлины.
- Применение нулевой ставки таможенной пошлины влияет на снижение себестоимости продукции, - считает владелец семейного предприятия Next forum Илёс Муминов. - При снижении себестоимости возникает конкурентная среда, способствующая росту качества.
Помимо прочего, Постановлением Главы государства № ПП-5155 установлен порядок, в соответствии с которым определены льготы на срок до 1 января 2024 года предприятиям-экспортерам, специализированным на производстве мебельной продукции. При реализации данной продукции за рубеж Агентством по продвижению экспорта покрывается 50 процентов расходов на транспортировку автомобильным и железнодорожным транспортом, но не более 5 процентов от стоимости экспорта продукции - автомобильным транспортом (без транспортных расходов), 7 процентов - железнодорожным.
Однако для развития отрасли этого недостаточно. По словам экспертов сферы, мебельный рынок нашей страны находится в «детском» возрасте. Мебельная отрасль существует в виде разрозненных фирм, мебельных и деревообрабатывающих цехов, производств. Объединяющей организации, которая могла бы оказывать помощь и поддержку отрасли, - нет. В 2018 году была создана Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей отрасли Meyos, но сегодня о ее деятельности не нашлось никакой информации.
Почему мебель у нас стоит дорого? В этом вопросе помогли разобраться специалисты отрасли. Доля импортной мебели на местном рынке достигает почти 25%, причем, в основном, за счет крупных производств. На себестоимости продукции местных мебельщиков сказываются высокие таможенные пошлины на ввозимое сырье. А качество тем временем не радует.
К сожалению, многие мебельщики производят мебель кустарным способом. Оснащенность цехов оставляет желать лучшего, у многих нет пистолетов со скобами и гвоздями, которые работают на компрессоре, вручную пользуются саморезами и дешевыми степлерами. По словам местных мебельщиков, если они будут развиваться и использовать качественный поролон, фурнитуру и ткани, то есть выпускать качественную продукцию, им сложно будет ее реализовать. По их мнению, более доступный товар быстрее скупается, в основном, сельским населением.
На качественную продукцию тоже есть свой покупатель. Но в этих условиях мелкие производители не выдерживают конкуренции и закрывают производство. Крупные и средние, чтобы выжить, работают над собой, завозят новые модели. Разбирают на винтики, копируют и выпускают точно такие же, а некоторые приглашают специалистов из Китая или Турции, выплачивая им зарплату в долларах. Те выпускают, к примеру, один уголок в день, обучая при этом учеников. Поэтому, в основном, мастера у нас самоучки, мало найдется тех, кто с высшим профильным образованием или имеет направленную специальность.
- Еще мы посещаем различные выставки, которые проходят в Ташкенте, - говорит мебельщик Азим Ахмедов. - Ведь только на площадках, где собираются специалисты высокого уровня со всех уголков мира, местные производители могут увидеть свои недостатки в производстве, оценить преимущества передовых технологий и перенять опыт мировых брендов. Всё это в целом даст возможность приблизиться к производству мирового уровня и насыщению отечественного рынка качественной и приемлемой по цене мебелью.
Из-за ограниченных производственных площадей возникают проблемы с вводом в эксплуатацию и модернизацией новых мощностей. Между тем, к примеру, в махалле «Корагуппа» Пастдаргомского района 104 домохозяйства занимаются производством мебели. Данная махалля специализируется вэтой сфере: на 2,5 га земли создана промышленная зона по производству мебели. В течение года здесь реализуется 180 000 единиц мебельной продукции, 55 тысяч из которых в соседние регионы.
- В 2017 году я приобрел два деревообрабатывающих станка на 36 млн. сумов и наладил производство различной мебели, - говорит один из основоположников специализации, руководитель семейного предприятия «Мехр мебель» Наби Ишнаев. – Постепенно стал расширять свою деятельность, трудоустроил более 75 человек. На сегодняшний день оборот моего производства составляет 12,1 млрд. сумов в год. Не останавливаясь на достигнутом, реализую дополнительный проект общей стоимостью 8,1 млрд. сумов. Благодаря этому проекту, будет создано 75 новых рабочих мест, а общее количество сотрудников увеличится до 115. Также занимаюсь вопросами поставки мебели, произведенной мебельщиками нашей махалли для реализации в Ташкент, Бухару, Навои, Джизак.
В среднем, один мебельщик в сутки здесь производит 200-300 единиц мебельных комплектующих, зарабатывает 150-200 тысяч сумов в день, в месяц - 4,5-6 миллионов сумов. Семейные производства в день производят 1000-1200 деталей мебельных комплектующих, их заработок составляет 10-12 млн. сумов в месяц. При этом жители махалли эффективно используют древесные отходы, получаемые при производстве мебели, в качестве сырья для отопления и других нужд. Цены на готовую продукцию разные и варьируются от 400 тысяч до пяти миллионов сумов за одну единицу.
Юлдуз ХАЙДАРОВА.