Мастер, который оживлял глину

В этом году исполняется 125 лет народному художнику Узбекистана, основателю самаркандской школы керамики усто Умару Джуракулову. С его именем неразрывно связано развитие многовековых художественных традиций нашего края.

Умар Джуракулов родился в 1894 году в Самарканде в квартале Гур-Эмир, который не менее пяти столетий известен как квартал гончаров-кулолов. Родословная потомственных гончаров, к семье которых принадлежал Усто Умар, насчитывает более 300 лет. Основателем ее был Навруз-косагар. Ремесло прадедов унаследовал и Джуракул - отец Умара, известный как мастер крупных гончарных изделий - хумов и тандыров.

В восемь лет Джуракулов делает самостоятельно к празднику Навруз хуштак - игрушки-свистульки. С этого же времени он стал помогать отцу, а к 16 годам уже хорошо владел секретами сложной гончарной технологии. С середины 20-х годов он начинает работать самостоятельно. С тех пор по обычаю его называли "усто", что означает "мастер".

Керамика его раннего творчества - блюда, офтоба, коса - была утилитарна, проста по форме и не орнаментирована. Первые орнаменты появляются на изделиях У. Джуракулова в 30-е годы. Художник В. К. Розвадовский, энтузиаст народного искусства, привлек его к работе на керамическом отделении Кустарно-промышленного техникума. Здесь он сделал серию своих художественных керамических изделий, которую представил на юбилейной выставке, посвященной 5-летию Узбекистана. За серию этих работ ему был вручен "Диплом признательности". С этого времени Джуракулов участвует на республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках.

Излюбленным мотивом мастера в те годы становится "Маджнун тол" - плакучая ива. Он удачно композиционно и ритмически размещает мотив по всей поверхности блюда, стилизуя тонкие струящиеся веточки в такт круглящейся форме блюда. Мягкие контуры зеленоватого, серебристо-коричневого придают росписи мягкость, трогательность. Встречаются стихи, деликатно размещенные по краю блюда: "Приходите, друзья, в мой дом. Сядем вокруг этого лягана с пловом. Будем есть этот плов, вокруг будут фрукты и сладости. Жена и дети мои будут угощать нас... После плова сделаем аминь, чтобы в мире был мир...".

На протяжении всего творчества усто Умар варьировал оттенки поливы на своих изделиях: она была то серовато-коричневой, то изумрудно-зеленой, а в 50-е годы - серебристой. Дома, в его мастерской была маленькая печь для обжига, которую он топил опилками. В этой задымленной среде, происходило частичное восстановление красителей, присутствовавших в глине, глазури, и вещи приобретали изысканный серебристо-серый, перламутровый колорит.

В декоре глазурованной керамики он любил использовать известным издавна прием "чизма" - гравировку по ангобированному фону; рельефный орнамент - налепы, сделанные в специальных формочках. Затем по бесцветной глазури он свободно, пятнами наносил цветную глазурь чаще двух-трехцветную, что давало эффект потеков. Этот прием назывался "аввали бахор" (ранняя весна). Он известен по афрасиабской керамике IX века.

Долголетняя практика работы на гончарном круге явилась для Джуракулова прекрасной основой для последующего творчества. Он мог свободно выполнить в глине самую сложную форму. Его считали искуснейшим формовщиком, блестящим гончаром-виртуозом. Из рук усто выходили как изысканные блюда и чаши, так и изящные кувшины.

По характеру своего дарования усто Умар был керамист- скульптор. Ему было присуще тонкое чувство формы. Его замечательные машрафа-сосуды с очень высоким и тонким горлом, считались у гончаров мастерством высшего класса. Он усложнял конфигурацию своих многочисленных офтоба, машрафа, чойдышей лепными фигурными носиками, сливами, крышками в виде птиц, ручками в виде змей и драконов. Он создавал фигурные сосуды в виде животных-баранов, драконов ("аждархо", "аждархо-и-калон"), рыб, птиц ("обдаста-урдак"). По форме и силуэту все эти сосуды становились произведениями скульптуры. В своих произведениях усто Умар стремился воскресить в современной интерпретации древние керамические традиции, поэтому сознательно шел на творческое воспроизведение старых, давно исчезнувших форм.

Большое место в его творчестве занимает мелкая пластика: затейливо изогнувшиеся грозные драконы, веселые барашки, оседланные лошадки, восходящие к прототипам народных игрушек-свистулек, служивших когда-то магическим целям - их свистом вызывали "воду милости" - весенний дождь "оби рахмат". С древнейших времен их изготавливали к празднику Навруз. В противоположность своим статичным прототипам, игрушки усто Умара полны веселого динамизма, они вызывают восхищение и добрую улыбку.

Уникальным произведением скульптуры Джуракулова является "Урдак" ("Утка") - эмблема Пражской выставки 1962 года. Вылепленная с любовью и мастерством, фигура птицы очень выразительна по своей пластике и силуэту.

В отличие от традиционного представления о народном мастере, когда от отца к сыну переходили сложившиеся веками художественные каноны - устоявшиеся образы и мотивы орнаментации, дававшие в дальнейшем бесконечное число вариантов, усто Умар Джуракулов находился в постоянном поиске нового. Он соединял в себе качества и народного художника, и современного мастера-профессионала, художника, имеющего определенную творческую программу.

Хотя в своих исторических увлечениях усто Умар обращался и к наследию Риштана, но главным источником его вдохновения был археологический материал Самарканда: афрасиабская керамика IX-ХII вв. и более поздняя XIV-XV вв., тимуридская, с сине-белой росписью под ишкоровой поливой. Многочисленные фрагменты этой керамики, найденные самим мастером на Афросиабе, вдохновляли его на смелые эксперименты и поиски оригинальных композиций и колористических сочетаний.

Софья Федоровна Ракова, художник-керамист, которую связывали с усто Умаром долгие годы творческой дружбы, говоря о сложении современной самаркандской керамической школы, особо подчеркивала значение усто Умара: "Это был художник с неисчерпаемой творческой энергией и потребностью новых поисков, с теми свойствами натуры, которые можно назвать творческим беспокойством. Он учил и формировал сознание своих учеников в период своих собственных творческих поисков, реализуя свои потенциальные возможности. Врожденное и органичное для самаркандца чувство изящного, которое на протяжении веков проходит красной нитью в самаркандской керамике, присуще и произведениям Усто Умара".

В 1958 году возле архитектурного ансамбля Шахи-Зинда была открыта керамическая мастерская, которую возглавил Усто Умар Джуракулов. Здесь он взрастил целое поколение молодых керамистов. Первыми его учениками были ныне известные народные мастера - Абдурахим Мухтаров, Мансур Насыров. Позже пришли Ходжикурбан Шарапов, Худойберды Хакбердыев, Хайдар Ботуров, Джумабой Кобилов, Шариф Азимов и внук Джуракулова - Ильхом Вахидов.

Усто Умар был художником универсальным. Вся его работа - от формовки глины до штамповки и росписи, глазурования и обжига исполнялась им самим. Он был мастер многогранного таланта, а его ученики развивают - каждый, какую-то одну из граней творчества мастера.

Творческая деятельность усто Умара Джуракулова была высоко оценена правительством, Союзом художников СССР, общественностью. Он был неоднократно награжден почетными грамотами, дипломами Узбекистана и Чехословакии. В 1953 году Джуракулов был удостоен звания Народного художника Узбекистана, а в 1970 году награжден орденом Трудового Красного Знамени. Его именем названа улица, установлены мемориальные доски на его доме, на здании мастерской. Возле Шахи-Зинда благоустроен сквер, названный его именем. Здесь установлен бюст Мастера работы скульптора Н. А. Бандзеладзе. Создан музей в его мастерской.

- 20 марта 2019 года в Ташкенте прошла выставка, посвященная юбилярам-художникам Узбекистана, среди которых были и работы четырех мастеров-керамистов из Самарканда, - говорит заведующий научно-практическим музеем-лабораторией            СамГУ Рахим Каюмов. - Это работы усто Умара Джуракулова, Софьи Раковой, Хайдара Ботурова и Худойберды Хакбердыева. Хотелось бы, чтоб подобное мероприятие прошло и в Самарканде, ведь они прославляли наш город и керамическое искусство всего Узбекистана. А юбилей усто Умара Джуракулова нужно отметить на самом высоком уровне. Думаю, это станет настоящим подарком для ценителей декоративно-прикладного искусства, а также привлечет внимание туристов.

Подготовил  Влад СТАСОВ.