Либерализация валютного рынка: перспективы и проблемы

Буквально с первых дней этого процесса начал возрастать авторитет нашей страны на международной арене, коренным образом стало меняться отношение иностранных инвесторов. Не секрет, что долгие годы определение курса национальной валюты происходило скорее административными, нежели рыночными методами. Кроме того, предприниматели были поставлены в неравные условия из-за наличия нескольких вариантов определения курса, а экспортёры были обязаны продавать чуть ли не половину своей валютной выручки по заниженному курсу Центрального Банка. Таким образом происходило перераспределение валюты в пользу небольшой группы предприятий стратегического значения. Другая группа предприятий была вынуждена приобретать валюту на  валютной бирже по рыночному курсу или на так называемом "чёрном рынке" с рук, у спекулянтов. Весомая роль в осуществлении импортных торговых операций принадлежала наличной валюте, переводимой трудовыми мигрантами.

Естественно, такое положение дел вынуждало предпринимателей вести двойную бухгалтерию, что способствовало росту теневой экономики.  Теперь для желающих вести бизнес честным путём необходимости приобретать валюту окольными путями  нет. Но самая главная прогрессивная сторона в том, что Указом Главы государства предприятия-экспортёры освобождаются от обязательной продажи заработанной валюты. Это создаёт дополнительные стимулы для расширения экспортных операций. Ещё одним важным моментом является то, что предприятия с участием иностранного капитала  получили возможность цивилизованным путём репатриировать прибыль, заработанную от реализации продукции на внутреннем рынке Узбекистана.

Например, кампания "УзБАТ", получая прибыль от реализации своей продукции, не могла свободно обменять полученную прибыль на доллары и перевести свою долю в находящийся за границей головной офис. Теперь с этим проблем быть не должно.

Отдельные эпизоды, характеризующие продолжение обменных операций на "чёрном" рынке, говорят о наличии недостатков в деятельности обменных пунктов коммерческих банков, над устранением которых они должны усиленно работать.

Следует отметить, что бесперебойное удовлетворение потребностей участников внешнеэкономической деятельности на свободно конвертируемую валюту зависит от ряда факторов. Она может удовлетворяться полнее, если растут валютные поступления от экспорта товаров и услуг, достигается реальная экономия от локализации производства импортируемых товаров, растут объёмы прямых иностранных инвестиций и кредитов иностранных банков, денежные переводы трудовых мигрантов.

За январь-май 2018 года внешнеторговый оборот  Узбекистана составил более 11 миллиардов долларов США с отрицательным сальдо 1,1 миллиарда долларов. Действительно, пока наш импорт преобладает над экспортом. Это говорит о том, что участники внешнеэкономической деятельности продолжают адаптироваться к новой системе товарно-денежных отношений. В огромных объемах мы продолжаем импортировать продовольствие, в том числе муку, растительное масло, кондитерские изделия, товары химической промышленности, нефтепродукты.  К сожалению, наличие такой большой разницы между размерами экспорта и импорта говорит о наличии проблем с  регулированием внешнеторговой деятельности, в том числе определением курса на основе рыночных методов.

После принятия решения по либерализации валютного рынка основными потребителями СКВ остаются те же стратегические предприятия, которые ранее приобретали её по курсу, определяемому Центральным Банком. Правда все они, включая производителей легковых и грузовых автомобилей, сахара, чая, оказались в очень сложном положении. Цены на их продукцию автоматически возросли в два раза, и это не может не создавать проблем с реализацией продукции.

В сложном положении оказались и Самаркандские автомобильные заводы, где производство сокращается из месяца в месяц.  В результате предприятиям по перевозке пассажиров для того, чтобы обновить свой технический парк, приходится покупать технику в два раза дороже, что может повлечь за собой проблему существенного повышения тарифов на услуги.

Сложные проблемы возникли и у электростанций, осуществивших модернизацию своих мощностей за счёт иностранных кредитов. Для их возврата необходимо обменивать выручку от реализации продукции по удвоенному курсу, а это возможно при существенном увеличении тарифов на электроэнергию, в том числе  для населения. В противном случае придётся прибегнуть к привлечению государственных валютных резервов. Сложности возникают и с удовлетворением государственных нужд, так как на средства  бюджета теперь можно импортировать в два раза меньше товаров и оборудования, чем в прежние времена. Кстати, этим объясняется сокращение с начала года валютных резервов страны более чем на 200 миллионов долларов.

Проблема конвертации связана ещё и с тем, что Узбекистан твердо стоит на позиции экспортировать хлопок-волокно исключительно в переработанном в готовую продукцию виде. Поэтому, пока не будут введены в действие новые  производственные мощности прядильных фабрик (которых хватает для переработки только половины собираемого урожая), пока не освоены новые рынки сбыта для экспорта готовой продукции, ценное промышленное сырьё будет накапливаться на складах хлопковых терминалов. От этого годовые валютные поступления сокращаются примерно на 600-700 миллионов долларов США. В условиях усиления конкурентной борьбы не так просто заменить хлопок-волокно другими, востребованными на мировом рынке, экспортными товарами.  Для этого нужны глубокие маркетинговые исследования, которые позволят безболезненно осуществить диверсификацию внешнеторговых операций.

Ильхом ВАФАЕВ,

экономист.

Окончание следует.