Либерализация валютного рынка: перспективы и проблемы

Часть из этих товаров экспортируются по ценам, которые ниже внутренних цен. Например, экспортная цена 1 тонны цемента равна 40-45 долларам, в то время как на внутреннем рынке он стоит в полторы раза дороже. Так происходит потому, что к осуществлению внешнеторговой деятельности нет системного, научного подхода, основу которого очевидно должен составить исключительный принцип реализации конкурентных преимуществ. Внешнеторговая деятельность может быть эффективной, если она осуществляется  на основе  расчёта потребности в свободно конвертируемой валюте, с учётом необходимости насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами. Иной подход наносит большой ущерб системе товарно-денежного обращения страны, затрудняет процесс обуздания инфляции.         

Вместе с тем, итоги прошлого и 5 месяцев текущего года показывают, что ускорение роста экономики зависит не только от решения вопроса с конвертацией, но и от других,  не менее важных факторов, относящихся к экономической деятельности.   Много недостатков в организации оптовой и розничной торговли, системе налогообложения отрасли и главная причина этого в том, что отношение к ней как  ко второстепенной, малозначительной. Как показывает практика, это совсем не так.

О наличии серьёзных проблем в отрасли говорят следующие примеры. Одна пара хлопчатобумажных носков, на изготовление которых расходуется 25 граммов пряжи, стоит 7-8 тысяч сумов, а литровая банка маринованных помидоров и огурцов, за килограмм которых завод платит дехканину 300 сумов, в магазине выставлена по 10 тысяч сум. Цена одной и той же пары обуви в разных концах города может отличаться в два раза. Нетрудно понять парадоксальную причину низких темпов роста производства потребительских товаров и объёмов розничного товарооборота при таких высоких ценах. Причина в недостаточности мер, ограничивающих монополистическую деятельность субъектов предпринимательства.

Регулирование производства потребительских товаров должно быть увязано с объёмами денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами. На практике этого не делается, именно поэтому уровень инфляции за последние годы не опускается ниже отметки 15-20 процентов.  

Иностранных инвесторов в нашу страну до сих пор привлекали дешёвые источники энергии и дешёвая рабочая сила, интерес к  освоению растущих потоков денежных переводов трудовых мигрантов. Теперь эта привлекательность идёт на убыль. Не только потому, что часто стали звучать официальные заявления об отзыве наших сограждан из-за рубежа, но и потому, что правительство наконец-то решило оптимизировать тарифы на энерго-носители. Эти тенденции заставляют иностранных инвесторов более тщательно взвешивать свои проекты, которые они могли бы реализовать в Узбекистане. Кроме того, инвестиционная привлекательность страны во многом зависит от наличия долгосрочных программ развития экономики страны, построенной на неуклонном повышении устойчивости и платежеспособности национальной валюты, определённости перспектив развития отраслей,  в том числе с дальнейшим развитием текстильной промышленности, которая по мере роста закупочных цен на сырьё, становится всё менее рентабельной. 

Хотя есть понимание того, что продолжение прежней инвестиционной политики с приоритетным развитием добывающих отраслей промышленности  не позволит решить проблему занятости населения, доля добывающих отраслей в общем объёме инвестиций остаётся доминирующей. В то же время можно понять осторожность с  осуществлением структурных изменений в экономике, так как в условиях жесткой конкурентной борьбы за международные рынки сбыта они могут не дать  желаемых результатов.

На наш взгляд, наиболее реальным направлением сохранения валютного баланса  является усиление мер по организованному набору и отправке за рубеж квалифицированной рабочей силы, специалистов с навыками предпринимательской деятельности. Мало кто будет спорить с мнением о том, что подготовка и отправка квалифицированных кадров за рубеж обойдётся намного дешевле и даст больше положительного результата, чем направление значительных иностранных  инвестиций на       прирост производства овощей открытого и закрытого грунта.

Следует признать, что до сих пор государственные органы целенаправленно не занимались изучением потребности в рабочей силе стран, где ощущается нехватка рабочей силы. Это подтверждается небольшим числом лиц, отправляемых на работу по оргнабору. К тому же наша система профессионального образования не ориентирована на  подготовку предпринимательских кадров.

Актуальность такой постановки вопроса заключается в следующем.  С одной стороны, количества новых рабочих мест, вводимых в последнее время недостаточно, чтобы снять напряжение на внутреннем рынке труда. С другой - предпринимательские способности наших граждан получают  высокую и заслуженную оценку со стороны международных экспертов, в частности МВФ. Аренда земель на территории Российской Федерации, текстильных, швейных и обувных фабрик,  столовых и кафе,  открытие пекарен и кондитерских цехов, ателье по пошиву и мастерских по ремонту одежды и обуви, парикмахерских - вот далеко не полный перечень видов деятельности, которые при поддержке государства можно развить на территории других стран.

Либерализация валютного рынка открыла новые возможности для развития частной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, этот процесс привёл к возникновению ряда новых непростых задач, от решения которых зависят стабилизация и дальнейшее ускорение социально-экономического развития страны.      

Ильхом ВАФАЕВ,

экономист.