Либерализация валютного рынка: перспективы и проблемы
Часть из этих товаров экспортируются по ценам, которые ниже внутренних цен. Например, экспортная цена 1 тонны цемента равна 40-45 долларам, в то время как на внутреннем рынке он стоит в полторы раза дороже. Так происходит потому, что к осуществлению внешнеторговой деятельности нет системного, научного подхода, основу которого очевидно должен составить исключительный принцип реализации конкурентных преимуществ. Внешнеторговая деятельность может быть эффективной, если она осуществляется на основе расчёта потребности в свободно конвертируемой валюте, с учётом необходимости насыщения внутреннего рынка необходимыми товарами и услугами. Иной подход наносит большой ущерб системе товарно-денежного обращения страны, затрудняет процесс обуздания инфляции.
Вместе с тем, итоги прошлого и 5 месяцев текущего года показывают, что ускорение роста экономики зависит не только от решения вопроса с конвертацией, но и от других, не менее важных факторов, относящихся к экономической деятельности. Много недостатков в организации оптовой и розничной торговли, системе налогообложения отрасли и главная причина этого в том, что отношение к ней как ко второстепенной, малозначительной. Как показывает практика, это совсем не так.
О наличии серьёзных проблем в отрасли говорят следующие примеры. Одна пара хлопчатобумажных носков, на изготовление которых расходуется 25 граммов пряжи, стоит 7-8 тысяч сумов, а литровая банка маринованных помидоров и огурцов, за килограмм которых завод платит дехканину 300 сумов, в магазине выставлена по 10 тысяч сум. Цена одной и той же пары обуви в разных концах города может отличаться в два раза. Нетрудно понять парадоксальную причину низких темпов роста производства потребительских товаров и объёмов розничного товарооборота при таких высоких ценах. Причина в недостаточности мер, ограничивающих монополистическую деятельность субъектов предпринимательства.
Регулирование производства потребительских товаров должно быть увязано с объёмами денежных средств, переводимых трудовыми мигрантами. На практике этого не делается, именно поэтому уровень инфляции за последние годы не опускается ниже отметки 15-20 процентов.
Иностранных инвесторов в нашу страну до сих пор привлекали дешёвые источники энергии и дешёвая рабочая сила, интерес к освоению растущих потоков денежных переводов трудовых мигрантов. Теперь эта привлекательность идёт на убыль. Не только потому, что часто стали звучать официальные заявления об отзыве наших сограждан из-за рубежа, но и потому, что правительство наконец-то решило оптимизировать тарифы на энерго-носители. Эти тенденции заставляют иностранных инвесторов более тщательно взвешивать свои проекты, которые они могли бы реализовать в Узбекистане. Кроме того, инвестиционная привлекательность страны во многом зависит от наличия долгосрочных программ развития экономики страны, построенной на неуклонном повышении устойчивости и платежеспособности национальной валюты, определённости перспектив развития отраслей, в том числе с дальнейшим развитием текстильной промышленности, которая по мере роста закупочных цен на сырьё, становится всё менее рентабельной.
Хотя есть понимание того, что продолжение прежней инвестиционной политики с приоритетным развитием добывающих отраслей промышленности не позволит решить проблему занятости населения, доля добывающих отраслей в общем объёме инвестиций остаётся доминирующей. В то же время можно понять осторожность с осуществлением структурных изменений в экономике, так как в условиях жесткой конкурентной борьбы за международные рынки сбыта они могут не дать желаемых результатов.
На наш взгляд, наиболее реальным направлением сохранения валютного баланса является усиление мер по организованному набору и отправке за рубеж квалифицированной рабочей силы, специалистов с навыками предпринимательской деятельности. Мало кто будет спорить с мнением о том, что подготовка и отправка квалифицированных кадров за рубеж обойдётся намного дешевле и даст больше положительного результата, чем направление значительных иностранных инвестиций на прирост производства овощей открытого и закрытого грунта.
Следует признать, что до сих пор государственные органы целенаправленно не занимались изучением потребности в рабочей силе стран, где ощущается нехватка рабочей силы. Это подтверждается небольшим числом лиц, отправляемых на работу по оргнабору. К тому же наша система профессионального образования не ориентирована на подготовку предпринимательских кадров.
Актуальность такой постановки вопроса заключается в следующем. С одной стороны, количества новых рабочих мест, вводимых в последнее время недостаточно, чтобы снять напряжение на внутреннем рынке труда. С другой - предпринимательские способности наших граждан получают высокую и заслуженную оценку со стороны международных экспертов, в частности МВФ. Аренда земель на территории Российской Федерации, текстильных, швейных и обувных фабрик, столовых и кафе, открытие пекарен и кондитерских цехов, ателье по пошиву и мастерских по ремонту одежды и обуви, парикмахерских - вот далеко не полный перечень видов деятельности, которые при поддержке государства можно развить на территории других стран.
Либерализация валютного рынка открыла новые возможности для развития частной предпринимательской деятельности. Вместе с тем, этот процесс привёл к возникновению ряда новых непростых задач, от решения которых зависят стабилизация и дальнейшее ускорение социально-экономического развития страны.
Ильхом ВАФАЕВ,
экономист.