Летопись здания с якорями
В Самарканде имеется немало интересных архитектурных объектов, связанных с историей нашего города, и одним из них является «здание с якорями», находящееся на улице Шохруха, 60.
Несмотря на свой более чем 100-летний возраст, здание отлично сохранилось. Являясь прекрасным образцом архитектуры начала XX века, за прошедшее время оно не подвергалось переделкам, сохранив не только свой внешний вид, но и всю внутреннюю структуру. Оригинальные входные парадные двери и оконные рамы, отделка стен и потолков с лепниной, старинные печи и летняя веранда с резными наличниками – от всего этого веет историей.
Категория таких архитектурных объектов, как «здание с якорями», нуждается в особо бережном отношении и сохранении. После того, как Самарканд вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были выделены охранные зоны, а это здание является одним из памятников архитектуры, вошедших в список культурного наследия. Но в последнее время в историческом облике города нередко происходят недопустимые нарушения, когда личные интересы ставятся важнее общественных. Не так давно появились разговоры о планируемой постройке нового здания общежития на месте комплекса «здания с якорями», и это очень тревожный сигнал!
Чайная предыстория
Историю «здания с якорями» следует начать с 1840 года, когда находчивым купцом из российского города Кяхты - Алексеем Семеновичем Губкиным было положено основание новому виду торговли - чайного дела. Сибирский город Кяхта, находясь на русско-монгольской границе, являлся в те годы центром чайной торговли с Китаем. Предприимчивому купцу суждено было стать не только основателем фирмы, но и пионером в области русской чайной торговли. Сумев завоевать авторитет своей фирмы, А. Губкин перебрался в Москву, где открыл свое главное представительство.
Благодаря деятельности купца Губкина чайное дело в России было упорядочено, а потребление чая среди широких масс стало популярным и начало быстро расти. Главным принципом основателя фирмы стал девиз: «Наилучший продукт по дешевой цене, в любое время, в любом месте», что делало потребление чая доступным для всех слоев населения. После смерти купца А. Губкина предприятие перешло к его внуку и наследнику А. Кузнецову, который не только успешно продолжил чайное дело, но и развил его. При внуке на упаковках чая стало наноситься фирменное изображение в виде одного якоря. Позже дело расширилось, когда с 1 января 1891 года переросло в товарищество, и с этого времени торговым знаком фирмы становятся два перекрещенных якоря. Товарищество, имея собственные конторы в Китае, Индии и Цейлоне, стало открывать свои представительства во многих городах Российской Империи, в частности Туркестане. С 1896 года на продукции А. Кузнецова стала красоваться надпись: «Поставщик Двора Его Императорского Величества».
Самаркандский чай
«Торгово-промышленное Товарищество приемников А. Губкина и А. Кузнецова и К» открыло свое дело в Самарканде в 1897 году и первоначально располагалась по Пенджикентской улице, арендуя дом у известного купца-винодела Д. Филатова. С самого начала до мелочей был продуман процесс хранения и сортировки чая, повсюду выдерживались стандарты технологического оснащения. Обширные здания фирмы устраивались с соблюдением всех требований гигиены, с просторными комнатами, где было много света и воздуха. В том же 1897 году оно открыло торговлю в магазине на Кауфманской улице. Помимо Самарканда, конторы и склады фирмы находились в Ташкенте, Андижане, Коканде и Верном.
Самарканд, благодаря своему географическому положению и удобствам железнодорожного сообщения, стал занимать в области торговли чаем первое место в Туркестанском крае. С 1889 по 1899 годы в Самарканде было обандеролено чая больше, чем во всех остальных городах Туркестана, вместе взятых.
До революции в Самарканде функционировали чайные склады 14 различных фирм: восемь персидских, четыре российских, один английский и один самаркандского местного жителя. При этом главная торговля сосредоточивалась в складах Товарищества Губкина и Кузнецова, Братьев К. и С. Поповых, и Отто-Вогау и К. Чай привозился сюда в цибиках, обандероливался и рассыпался в специальные деревянные ящики, вместимостью 40-50 фунтов, и уже в таком виде отправлялся на рынки по различным городам Туркестанского края и Бухарского ханства. При этом одна треть обандероленного чая расходилась по Самаркандской и Сырдарьинской областям.
Все чаи ввозились в Самарканд из Китая транзитным морским путем через Бомбей, и далее через города Батум и Новороссийск по Закавказской железной дороге, Каспийскому морю, после - по Средне-Азиатской железной дороге. Управляющими Самаркандского отделения фирмы были М. Головин и К. Батуев. На всех чайных складах города в 1910 году развеской и обандероливанием чая было занято 835 рабочих, в основном местных жителей.
Обороты фирмы Товарищества, возрастая из года в год, достигли в итоге колоссальных размеров, сохраняя за собой первенствующее место в России. Фирменный знак Товарищества в виде двух перекрещенных якорей служил гарантией высокого качества продукции и защищал ее от подделки.
Фирменное здание
Дела Товарищества в Самарканде шли успешно и здесь оно стало лидирующим среди остальных предприятий. В итоге правление фирмы пришло к решению о постройке здания собственного Представительства в самом оживленном месте, в центре русской части города. Участок под капитальную постройку был выбран между Крытым рынком и Солдатской слободой. Здесь располагались многочисленные конторы, магазины купцов и торговые фирмы.
К 1906 году по улице Александровской, 24 было выстроено фирменное здание Товарищества. Большая постройка на высоком фундаменте с шатровой крышей являлась по внешнему виду подобием главного представительства фирмы в Москве. Над главным его входом в круге была сделана лепная эмблема фирмы в виде двух перекрещенных якорей.
Чаерассыпочная представляла собою комплексную постройку, в которой все было предусмотрено и оборудовано. Она состояла из главного административного здания с парадным крыльцом, выходящим на Александровскую улицу. Позади него находились отдельные большие помещения-залы для развешивания и упаковки чая. Через большие ворота осуществлялся въезд во внутренний двор, по периметру которого размещалось большое количество одноэтажных вспомогательных построек. Специально для изготовления чайных оберток была запущена типо-литографская мастерская. Вдоль по Александровской улице находились помещения, где проживали работники фирмы. Прежде чем приступить к работе руководящий состав фирмы проходил обучение чайному делу в Москве.
Успев отпраздновать 25-летие своей деятельности в 1919 году, Товарищество было вынуждено прекратить свою деятельность в Самарканде. Здание и предприятие чаерассыпочной было национализировано государством и с этого времени оно стало переходить из одного ведомства в другое.
В начале 20-х отнятое здание было занято новой властью под Продотдел Самаркандской области, а в 1920-е годы улица, на котором оно стояло, была переименована в Коммунистическую.
В годы Великой Отечественной войны, когда в Самарканд было эвакуировано множество ведомств и учебных заведений страны, в нем размещалась часть Военно-Морской Академии из Ленинграда, которая подготавливала морских офицеров для военного флота.
В течение 1950-х помещения здания были использованы под учебные классы Кооперативного техникума и библиотеку. В большом упаковочном помещении был устроен спортивный зал, где на Новый год ставились елки для детей. После этого непродолжительное время в нем функционировал родильный дом № 2.
В итоге весь комплекс строений был передан на баланс Самаркандского кооперативного института. В 90-е годы здание было сдано институтом в аренду частному банку, после чего институт вернул обратно и использовал под информационно-ресурсный центр. С 2018 года там находился заочный факультет института, а с 2022 года и по сей день – отделение магистратуры от Самаркандского института экономики и сервиса.
Здание бывшей чаеразсыпочной «Товарищества Губкина и Кузнецова» повидало за прошедшие годы немало, и в силу своего исторического прошлого оно заслуживает особого отношения. На сегодняшний день часть помещений нуждается в отделочном ремонте. Главный фасад, южная сторона здания и внутренние дворовые постройки тоже требуют ремонта.
В последнее время, когда государственная политика Республики нацелена на развитие структуры туризма в Узбекистане и сохранение исторических объектов, нужно позаботиться, чтобы город украсился еще одним зданием для показа гостям.
Александр ГАЛАК.