Легенды об Ишратхоне

Нередко в Самарканд приезжают туристы, которые хотят увидеть исторические здания в первозданном состоянии. Один из таких памятников - мавзолей Ишратхона.

Впервые о нем упоминается в сочинении “Самария” XIX века, написанном Абу Тахиром Ходжой, сыном самаркандского казия. В “Самарии” говорится об истории Самарканда, о том, почему город был назван «Самарканд», подробно описываются его географическое расположение, климат и те исторические памятники, которые сохранились до третьей четверти XIX века. Среди описываемых кладбищах, мечетях и медрессе имеется информация об Ишратхоне, в которой совершенно определенно сказано, что это мавзолей, основанный дочерью эмира Джалал-ад-Дина - Хабибой Султан-бегим.

В народе бытует много легенд, связанных с этим местом. Некоторые из них приведены в романе об открытии обсерватории Вяткиным Капитолины Новоселовой “Звезда Альтаир”. Рассказывается, что однажды Амир Темур прогуливался около кладбища Ходжа-Абду Дарун и в цветущем благоухающем персиковом саду увидел прекрасную девушку. Он спрыгнул с коня и поклонился. Затем он посватался, взял ее в жены, а на месте встречи построил Дом увеселений - Ишратхону.

Согласно второму преданию, любимая жена Амира Темура построила это здание в качестве места упокоения. Были возведены золоченый пештак и высокий купол, стены мавзолея были расписаны узорами кундаль, звезды были вставлены узором “мадохиль”. Когда все было готово, Амир Темур был приглашен посмотреть постройку. Знаток прекрасного пришел в восторг, в восхищении расцеловал строительницу и был так очарован красотой строения, что жена, изменив свое решение, решила превратить усыпальницу в дом увеселений, а мавзолей построила в другом месте.

Есть и третья легенда. Согласно ей, во время пира Амира Темура в Ишратхоне его внук Улугбек, вычислив по гороскопу деда грозящую ему опасность, ворвался верхом на коне с саблей в руках в зал, вынудив пирующих разбежаться. И в тот миг, когда последний из эмиров покинул пиршествующий зал, раздался подземный гул, и толчок ужасного землетрясения обрушил своды Ишратхоны в том месте, где еще мгновение назад пировал Темур и его приближенные. Грозный Амир милостиво отнесся к дерзкому поступку своего внука, спасшего ему жизнь. Здание же Ишратхоны, чуть не ставшего могилой Темура, никогда больше не ремонтировалось.

Безусловно, все это красивые легенды, которые мало соотносятся с настоящими историческими данными. Знатоком древностей В. Л. Вяткиным были обнаружены исторические документы, датируемые 1464 годом, в которых упоминалась Ишратхона. Документ был составлен над могилой одной из дочерей темурида Абу Саида, в нем передавались в вакф усыпальницы земельный участок, рабы и разное имущество, принадлежавшие некой женщине Хабибе Султан-бегим.

К концу XV века в склепе Ишратхоны скопилось больше двух десятков женских и детских могил. В XVII веке Ишратхона лишилась своей мраморной панели, кроме того, в крупных плитках мавзолея нуждались медресе Шердор и Тилля-Кари. Мраморные намогильные плиты перенесли на соседнее кладбище Абду-Дарун, где старые имена заменились на новые.

Исследования показали, что мавзолей стоит на солидном фундаменте, углубленном почти на пять метров. По размерам и богатству отделки он не имел себе равных в среднеазиатском зодчестве. Стены склепа опоясывала яркая мозаичная панель, пол был выстлан мраморными плитками.

Таинственная Ишратхона, претерпевшая несколько попыток неудачной реставрации, но по-прежнему являя собой уникальную красоту древней архитектуры, находится в ряду с другими достопримечательностями Самарканда, которые свидетельствуют о богатой истории и культуре среднеазиатского народа.

Наргиза ШАРИПОВА,

гид-экскурсовод ансамбля Регистан.

Фото А. Павленко.