Куда ведёт вновь изобретённый «светофор»?

Происходящие в Узбекистане глубокие социально-экономические преобразования вызывают необходимость непрерывного совершенствования производственных отношений, внедрения инновационных технологий в процессы управления отраслями и территориями. Такой цели призван служить новый подход к оценке деятельности местных органов управления на основе определения их рейтинга с разделением на «зелёные», «жёлтые» и «красные» зоны.

 Правильная интерпретация данной инновации могла бы способствовать возрождению былых традиций по проявлению инициативы в решении накопившихся на местах проблем, поиску и реализации неиспользованных резервов, направленных на повышение эффективности производства, улучшение благосостояния населения.

При разработке критериев вышеуказанной оценки состояния экономики низовых территорий определяющее значение придаётся таким показателям эффективности, как экспортоориентированность, инвестиционная привлекательность, обеспечение занятости населения. Все они, в первую очередь, зависят от степени развития промышленности. Неудивительно, что в лидерах оказались те территории, где традиционно размещены крупные промышленные предприятия.

Огорчительно то, что руководству «благополучных», с точки зрения нынешних принципов определения рейтинга территорий, предоставляется возможность к продолжению своих функциональных обязанностей в прежнем ритме, без проявления особой заботы по повышению эффективности производства.

Напомню, что структура экономики регионов страны,  их специализация, сформировалась ещё задолго до объявления Узбекистаном независимости. В основе этих процессов лежали научные подходы, основанные на принципах планового ведения хозяйства. Вне всякого сомнения то, что и в условиях перехода страны к рыночному хозяйству, диверсификация экономики - это длительный процесс, зависящий от определения стратегии её развития. Разработчики же нынешнего рейтинга не учли такие «мелочи», как состояние и развитие социальной сферы, участие сельскохозяйственных районов в решении проблем продовольственной безопасности страны.

Ряд положений, на котором основано получение  баллов, имеет двоякий, а иногда и несовместимый с деятельностью территорий характер. Например, как можно сравнить степень напряжённости на рынке труда между крупными городами и небольшими сельскохозяйственными районами? Одно из приложений посвящено трудовой миграции, но непонятно, какая тенденция считается положительной. Из-за того, что в Асакинском и Джамбайском районах размещены предприятия по сборке автомобилей, они ещё долго будут проигрывать по показателю экспортоориентированности. Здесь импорт (комплектующих) в разы превышает экспорт, а такое отрицательное сальдо внешнеторгового оборота вряд ли можно преодолеть путём экспорта плодоовощной продукции.

В условиях, в которых оказалась экономика страны под воздействием пандемии,  сбор налогов заслуживает гораздо большего количества баллов, чем ныне предусмотренное. На этот счёт имеются предложения.

В первую очередь, критерии, на основе которых города и районы республики относятся к благополучным или наоборот, должны быть пересмотрены с тем, чтобы не допустить нарушения того шаткого равновесия, которое царит в экономике страны. В основу состязательности органов управления территориями страны должны быть заложены такие принципы, как объективность, прозрачность, логичность, а самое главное - научность и опора на международный опыт.

Будет соответствовать логике, когда города, областные центры, будут соревноваться на основе одних критериев, а малые города на основе других. Для  районов, основу экономики которых составляет сельскохозяйственная деятельность, должны быть разработаны соответствующие их производственным функциям критерии оценки с учётом специализации в животноводстве и растениеводстве.

Важно создать условия, при которых каждый инвестиционный проект, ориентированный на внутренние инвестиции, имел одинаковый доступ к финансовым ресурсам.

Не секрет, что районы сильно отличаются по наличию филиалов банков, которые, ко всему прочему, различны по ресурсному потенциалу. Это приводит к тому, что предприятия находятся на одной территории, а их расчётные счета в другой. По этой причине местным органам власти трудно осуществлять контроль за хозяйственной деятельностью подведомственных предприятий. Очень сложно определить инвестиционную привлекательность районов и сравнивать их друг с другом.

Как правило, население пригородных районов удовлетворяет свои потребности в товарах и услугах, выезжая в близлежащие города. Поэтому такие показатели, как розничный товарооборот и стоимость услуг на душу населения, никак не могут быть достаточно  объективными для сравнения.

В качестве заключения следует отметить, что новшество, о котором идёт речь, с научной точки зрения, никак и ничем не обосновано и может привести к возникновению новых диспропорций в экономике страны, которых и без этого накоплено достаточно. Оно никак не будет способствовать раскрытию и реализации имеющегося производственного потенциала как регионов, так и страны в целом.

Такого рода инновации можно считать научно обоснованными, когда они направлены на выравнивание территорий на основе системного распределения и перераспределения материальных, финансовых, трудовых ресурсов.  Но возникает резонный вопрос: может ли  данная инновация дать желаемые результаты без создания условий для конкуренции, без осуществления решительных мер по децентрализации управления?

Ильхом ВАФАЕВ,

экономист.